Устроители СССР не планировали для него долгой и счастливой жизни. Еще при его создании ими были прорублены кингстоны в днище нового социалистического "корабля-государства", а в узловые места его конструкции были щедро напиханы мины медленного действия. Какие, например?
В 1922 году между РСФСР, Белорусской ССР, Украинской ССР и Закавказской федерацией (ЗСФСР, в ее состав входили Грузия, Армения и Азербайджан, которые с 1936 года стали существовать "самостоятельно" как ССР) был подписан равноправный Союзный договор. Согласно требованию Владимира Ленина, дальнейшее строительство государства в СССР шло по пути создания все новых и равноправных "учредителей" Союза в лице новых ССР. А в основу советского государственного строя был положен механизм свободы сецессии. То есть, право выхода каждой республики (ССР) из состава Союза ССР:
26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
Это уникальное для государственно-правового строя положение приближало СССР к конфедерации. Отметим лишь, что государств с подобным правом его частей на сецессию в мировой истории практически не было (за очень редкими исключениями). Это положение затем было заботливо вставлено во все Конституции ССР и неуклонно соблюдалось вплоть до самого конца Союза.
В 1922-1956 годах число "учредителей" Союза ССР выросло с 4 до 16 (Карело-Финская ССР затем была упразднена). То есть, произошел такой вот "сплит" всего государства, которое стало похоже на винегрет. Грубо говоря, чтобы понимали: вы вошли в кооператив с еще тремя участниками и внесли свой пай. После чего из преимущественно вашего пая были нарезаны доли для еще 11-12 новых "кооператоров", а ваша совокупная доля была таким образом размыта. В бизнесе после этого следует кидок с роспуском "кооператива".
В 1990 году для обеспечения реализации конституционного и договорного права республик ССР на сецессию был принят Закон СССР от 3 апреля 1990 года № 1409-I «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Сам по себе закон не был использован, поскольку советские республики начали "парад" национальных суверенитетов и без него (согласно Союзному договору, он был и не нужен).
Эстонская ССР объявила свой суверенитет в ноябре 1988 года, а о выходе из состава СССР заявила в мае 1989 года. Литовская ССР о суверенитете заявила в мае 1989 года, а о выходе из СССР - в марте 1990 года. Латвийская ССР проделала это в июле 1989 года и в мае 1990 года, соответственно. Дальше график можно смотреть здесь, но видно, что законодательный акт уже опоздал и никакой роли, кроме как очередного признания союзного центра законного права республик на выход, не сыграл.
Второй важной причиной, почему государственный корабль СССР был рассчитан на относительно недолгое плавание, была идея суверенитета наций, также продавленная Владимиром Лениным. Суть ее была в том, что СССР представлял собой не просто союз "саморазмножающихся" учредителей-республик, но и построенных на жесткой этнической или национальной основе. То есть, формально интернациональный СССР был самым настоящим националистическим зоопарком.
И в дальнейшем СССР либо превращался таким образом в "земшарную советскую республику" (путем экспансии), либо же завершал свое существование в виде инкубатора для новых национальных государств.
Владимира Ленина-Ульянова, по лекалам идей которого затем жил СССР (невзирая на его раннюю смерть) не пугал даже второй исход (см. подробнее работы «Об образовании СССР» от 26 сентября 1922 года и «К вопросу о национальностях или об «автономизации» от 30-31 декабря 1922 года):
«Наш опыт решения в течение пяти лет национального вопроса в государстве, содержащем в себе такое обилие национальностей, которое едва ли можно найти в других странах, всецело убеждает нас в том, что единственно правильным отношением к интересам наций в подобных случаях будет максимальное их удовлетворение и создание условий, которые исключают всякую возможность конфликтов на этой почве. Наш опыт создал в нас непреклонное убеждение, что только громадная внимательность к интересам различных наций устраняет почву для конфликтов, устраняет взаимное недоверие, устраняет опасение каких-нибудь интриг, создает то доверие, в особенности рабочих и крестьян, говорящих на разных языках, без которого ни мирные отношения между народами, ни сколько-нибудь успешное развитие всего того, что есть ценного в современной цивилизации, абсолютно невозможны».
Трактовалось это коммунистами вполне однозначно:
Принцип национального самоопределения, выдвинутый Лениным, был и остается одним из главных элементов национальной политики Коммунистической партии. Он был заложен в основу социалистической государственности при создании Союза Советских Социалистических Республик.
Естественно, что государство построенное по такому жестко-национальному признаку (национальные республики нескольких уровней), да еще с правом свободного выхода "учредителей" СССР (число которых учетверилось!) не могло просуществовать дольше нескольких десятилетий.
Поэтому итог СССР оказался закономерным. Принцип национального самоопределения сработал и Союз ССР прекратил свое существование.
Почему нынешние советофилы и многочисленные ностальжи-поклонники СССР полагают его распад случайным или даже делом рук неких "предателей", не совсем ясно. Вероятно в силу прогрессирующего правового нигилизма и упорного нежелания изучать опыт и практику государственно-правового строительства в СССР.