Процитируем издание "
Известия":
Минобороны начало масштабное переименование кораблей и судов ВМФ. Первыми новые названия получили «безымянные» плавсредства Балтфлота: различные транспорты, танкеры, буксиры и катера, носившие буквенно-цифровые обозначения. «Ребрендинг» затронет и боевые суда — скоро на Балтийском флоте появятся малые ракетные корабли (МРК) «Одинцово», «Советск» и «Козельск». Эксперты считают, что после переименования статус кораблей повысится, а служба на них станет престижнее.
В Главкомате ВМФ «Известиям» рассказали, что новая система наименования кораблей была разработана в прошлом году. Тогда же было принято решение давать имена известных людей вспомогательным судам Балтийского флота. Затем систему внедрят и на других флотах.
На Балтфлоте переименован ряд вспомогательных судов. Все они получили имена моряков Героев Советского Союза, знаменитых капитанов военных кораблей и даже известных советских хоккейных тренеров Анатолия Тарасова и Виктора Тихонова, много лет проработавших в армейских спортклубах.
«Ребрендинг» также затронул боевые корабли. Малым ракетным кораблям дадут имена небольших городов. В конце прошлого года корабль «Ураган» был переименован в «Мытищи». Скоро на Балтфлоте появятся МРК «Одинцово», «Советск» и «Козельск».
Подобная практика противоречит традициям советского и отчасти российского императорского флотов, но с другой стороны надо понимать: нынешний состав флота РФ существенно беднее, нежели при СССР. Тогда, напомним, Страна Советов обладала вторым по величине флотом на нашей планете, численно превосходя по ряду показателей (например, атомные подлодки) "стратегических партнеров". На 1990 год в составе ВМФ СССР
находилось 657 кораблей, а у РФ в 2015 году — 172 корабля. Но проблема не только в численном составе, ибо и 172 корабля — это все-таки сила.
Проблема заключается в том, что флот — это весьма капиталоемкая, технологичная и крайне требовательная к инфраструктуре организация (если так огрубить). Можно иметь корабли океанской и дальней морской зоны (корабли I ранга по российской классификации), но под них надо содержать судоремонтные и судостроительные мощности, портовую инфраструктуру, склады, казармы, учебные заведения и так далее вплоть до заводов-поставщиков отдельных деталей. А если цепочка разорвана и всей этой стройной системы нет? Тогда начинется обвальная деградация. И даже те корабли, которые формально числятся в составе флота, оказываются часто просто прикованы к берегу.
Первыми из строя выходят самые сложные, самые крупные и дорогостоящие плавсредства, содержать которые нет возможностей. Наш блог уже писал о том, что корабли I ранга, доставшиеся РесФеду в виде трофеев, доживают свои последние годы. И это не злостный навет, это просто констатация упрямого факта: под них нет ни инфраструктуры, ни ремонтных мощностей, ни даже денег.
Так, уже три года
прикован к причалу флагман российского Черноморского флота, гвардейский ракетный крейсер "
Москва" (проект 1164 "Атлант"). Чинить его негде, не на что и не ясно, каково будущее у этого корабля. Весь ресурс этого плавательного средства, являющегося единственным кораблем I ранга на Черном море, был бездумно расстрачен россиянскими нельсонами во время его миссий в Сирию. На Северном флоте другая беда: из-за аварии уникального плавучего дока ПД-50 (построен в капиталистической Швеции для советского авианосного флота) в октябре 2018 года остро встал вопрос, а где теперь ремонтировать ТАВКР "Адмирал Кузнецов", а также другие крупные корабли I ранга Северного флота — например, тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) "
Петр Великий"? Последний должен по плану в 2019 году встать в док. Теоретически их можно отогнать на Дальний Восток, где Тихоокеанский флот имеет плавучий док ПД-41 (построен в 1978 году японской корпорацией Ishikawajima Heavy Industries), но это выглядит маловероятным.
Сейчас одни головастые евразийские эксперты гадают,
удастся ли поднять утонувший ПД-50 по частям, а другие
выражают опасение, что ТАВКР "Адмирал Кузнецов" вообще негде будет ремонтировать. Да и кто ответит за техногенную аварию в Мурманске 30 октября 2018 года? Официальные лица упорно молчат. В любом случае, ситуация близка к критической и может ускорить вывод почти всех оставшихся кораблей I ранга Северного флота в "отстойник". И без того на конец 2018 года положение было немного грустным для милитаристов:
Старые советские корабли первых рангов доживают очевидно последние годы. Примечательно, что на конец 2018 года практически все они находятся либо в ремонте, либо подгнивают в его ожидании:
— Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Адмирал Кузнецов" в 2018-2020 годах проходит модернизацию в Североморске (уже не проходит, ибо негде);
— Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) "Адмирал Нахимов" до 2021 года находится на ремонте и модернизации;
— Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" встанет на ремонт и модернизацию в 2019 году. Она продлится до начала 2022 года (уже не понятно, как);
— Ракетный крейсер "Маршал Устинов" долго и нудно ремонтировали в 2011-2016 годах и с 2019 года это плавсредство будет на пару лет единственным надводным кораблем I ранга Северного флота в строю.
С флагманом Черноморского флота, крейсером "Москва", все плохо, ему грозит банальное списание. На Тихоокеанском флоте флагман — гвардейский ракетный крейсер "Варяг" — нуждается до 2020 года в плановом ремонте и модернизации. Про тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Лазарев" упоминать смысла нет — это просто металлолом, который формально числится в составе ВМФ РФ, но с 1999 года находится в законсервированном состоянии. Таким образом, в 2019-2020 годах (возможно и с перехлестом на 2021 год), ракетный крейсер "Маршал Устинов" на Северном флоте останется единственным российским боевым кораблем I ранга в строю.
Упадок российского судостроения и судоремонта привел к тому, что военные корабли находятся в ремонтах по 5, 8, 10 и более лет. Из-за чего смысл этой процедуры полностью утрачивается. Например, ТАРК "
Адмирал Нахимов" с 1999 года (!) находится на ремонте на "Севмаше" (а последний морской переход он совершил еще в 1997 году). Предполагается, что плавсредство выйдет из него лишь около 2021 года (по сути, корабль строится в имеющемся корпусе заново). Ракетный крейсер "Маршал Устинов" с июля 2011 года по апрель 2017 года находился в ремонте, хотя изначально предполагалось, что корабль вернется в строй еще в 2014 году. Если не считать достроенных
трех подводных лодок проекта 955 "Борей" (с последующими уже возникли
некоторые проблемы), то РФ просто не в состоянии строить новые корабли I ранга (во всяком случае надводные, точно).
Крупнейшим из построенных за последние 20 лет военных надводных кораблей оказался фрегат проекта 22350 "
Адмирал Горшков". В 2019 году флот может пополниться его "однокашником" по проекту "
Адмирал флота Касатонов". Это относительно небольшие плавсредства водоизмещением до 5,5-6 тысяч тонн, которые российские флотоводцы хотят превратить в "
корабли дальней морской и океанической зоны" (что сомнительно, но других ведь нет). Из других более-менее крупных кораблей флота можно вспомнить еще большой десантный корабль (БДК) "
Иван Грен", заложенный в 2004 году и вступивший в строй в 2018 году (водоизмещение до 5 тысяч тонн). Возможно, в 2019-2020 годах флот получит его "односерийника" БДК "
Петр Моргунов". И на этом все.
Со сторожевиками проекта 11356 (водоизмещение до 4 тысяч тонн) вышла заминка:
вместо шести построены только три. Более-менее удается строить только малые военные корабли, имеющие III ранг (корабли ближней морской зоны). На конец 2018 года построены 7 кораблей проекта 21631 («Буян-М») и еще 5 находятся в постройке. А также построен один корабль и девять находятся в постройке по проекту 22800 («Каракурт»). Так что в такой ситуации раздача имен буксирам, катерам, торпедоловам и мелким танкерам также оправдана, как и наличие
шести адмиралов в домайданной флоте Украины: престиж нужно поддерживать всеми силами. Главное — не перегнуть палку и не попасть под огонь беззубой критики сухопутных крыс.
Дело в том, что у северо-евразийского флота есть в истории одна нехорошая вещь, скажем прямо так: ахиллесова пята. При всем том, что морские байки всегда были и остаются разновидностью самой упоротой лжи, даже тут туземным рюйтерам удалось отличится. Дело в том, что многие из т.н. "советских моряков-героев войны" — персоны полностью дутые, а подвиги замечательного советского флота во время ВОВы
были настолько специфичны, что даже нехорошо об этом писать (
про таллинский переход и погром Балтфлота лучше не упоминать). Мы лишь аккуратно дадим ссылку на разбор достижений ВМФ СССР на примере сравнительного и встречного анализа результатов "
его боевых действий". Проще говоря, заявленные советскими "героями" потопленные вражеские корабли в реальности (чаще всего) потоплены ими не были:
В реальности среди кораблей, потопленных у противника советскими вооружёнными силами за всё время войны, нет ни одного линкора, ни одного линейного крейсера, ни одного тяжёлого крейсера, ни одного лёгкого крейсера и ни одного эскадренного миноносца.
Тоже самое касается и боевых действий краснознаменных флотов: советские данные по ним часто просто сказочные. Например, по версии баснописцев, один только советский Балтфлот умудрился уничтожить целых два немецких линкора и три крейсера:
"В числе уничтоженных разнородными силами Балтийского флота были 2 линейных корабля, броненосец береговой обороны, 3 крейсера, 16 эскадренных миноносцев, 18 сторожевых кораблей, 16 подводных лодок, 59 тральщиков, 41 десантно-артиллерийское судно".
Вывести на чистую воду врунишек в данном случае не сложно, поскольку лгать про утопленные "
анонимные немецкие крейсера" можно только аудитории из аутистов. Печаль флотоводцев заключается в том, что если сухопутному дебилу в фуражке удается безнаказанно в мемуарах "
уничтожить тышши вражеских танков, орудий и солдат", то адмиралам (особенно в информационную эпоху) сделать так сложно, поскольку каждый корабль является уникальной боевой единицей, имеющей либо имя, либо номер (если речь идет о совсем вспомогательном корыте). Чтобы не быть голословными, приведем конкретный пример: подвиг лейтенанта
Бориса Ущева, получившего в 1944 году Героя Советского Союза за то, что 27 сентября 1941 года на Балтике умудрился потопить немецкий легкий крейсер "
Лейпциг" и два миноносца! Газета "Известия" в 2019 году так и пишет:
Капитан-лейтенант Борис Ущев со своим отрядом провел 93 боевые операции по постановке мин, поиску и уничтожению кораблей противника. Потопил вспомогательный крейсер и ряд других кораблей, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.
Однако, если залезть в историю, то выяснится неприятный факт — утопленный Ущевым крейсер "Лейпциг" и после 27 сентября 1941 года преспокойно служил Третьему Рейху:
В июне — июле 1941 года крейсер находился, вместе с другими боевыми кораблями Кригсмарине, в норвежских водах, а в сентябре 1941 года вошёл в состав южной группы соединения, получившего название «Балтийский флот», базирующейся в Лиепае. Целью его стало недопущение ухода советских кораблей в Швецию в случае их прорыва из Ленинграда. После расформирования соединения, в конце сентября участвовал в обстреле советских позиций на Моонзундских островах. Во время этого задания подвергся торпедной атаке, вероятнее всего, со стороны советской подводной лодки «Щ-319» капитан-лейтенанта Н. С. Агашина. В октябре корабль возвращается к выполнению обязанностей учебного крейсера.
4 марта 1943 года «Лейпциг» исключили из списков флота со спуском военно-морского флага. 1 августа этого же года вновь вошёл в строй как учебный корабль для рулевых и штурманов. 15 октября 1944 года тяжело повреждён в результате столкновения с тяжёлым крейсером «Принц Ойген», после чего исключён из списков флота и превращён в несамоходный учебный корабль.
В марте 1945 года крейсер обстреливал наступавшие советские войска, 25 марта «Лейпциг» ушёл с рейда Хела на запад, увозя с собой около 500 беженцев и раненых. Переход проходил на дизелях с небольшой скоростью. Несмотря на угрозу со стороны советской авиации и подводных лодок, «Лейпциг» благополучно добрался до района севернее Фленсбурга. После капитуляции Германии некоторое время служил в качестве плавучей казармы в Вильгельмсхафене. 11 июля 1946 года «Лейпциг» был затоплен в точке с координатами 57°53’N/06°13’E.
Возможно, конечно, Ущев утопил какой-то другой немецкий легкий крейсер? Если бы... В состав соединения помимо слабенького учебного "Лейпцига" входил еще один крейсер, "Эмден", и он потоплен также не был. Чуть более подробный разбор боя 27 сентября 1941 года можно
прочесть здесь, но факт остается фактом: товарищ Ущев, вероятно, был герой по жизни, но крейсер "Лейпциг" и два немецких миноносца он вообще не уничтожал ни разу. Присвоение ему Героя СССР в 1944 году за потопление некоего немецкого крейсера тремя годами ранее выглядит сейчас и даже тогда абсурдом, но такова была реальность. Ведь если у нас нет героики, то мы ее всегда нарисуем, придумаем и напишем.
Собственно, это основополагающий принцип всей сапиентной "
исторической науки и традиции".
Тот самый крейсер "Лейпциг".