У евразийских милитаристов отобрали игрушку

В октябре в российских СМИ прокатилась волна публикаций о блестящем будущем российского оружия и, в частности, летающего танка "Армата". Или не летающего. Но это уже не важно. Ибо в октябре же стало известно, что производитель этой безаналоговой военной техники, корпорация "Уралвагонзавод", осталась без заказов на производство вагонов на следующий год.
28.10.2020
Конечно, как нас справедливо критикуют добрые люди с оборонческим сознанием, равно как и многочисленные патриот-вахтеры и обитатели разнообразных "военных форумов", мы не являемся глубокими специалистами именно в военной технике. Но мы прекрасно знаем, как устроено современное промышленное производство и догадываемся, как функционирует экономика. Особенно такая несложная и одномерная, как экономика Ресурсной Федерации. Поэтому вот вам первая несложная вводная:

Корпорация «Уралвагонзавод» – единственный в России производитель танков и крупнейший поставщик железнодорожных вагонов – осталась без заказов на 2021 год. Основной продукцией предприятия, которое включает в себя металлургическое, вагоносборочное, ремонтно-механическое и инструментально производство, являются вагоны, а на них сейчас спрос ниже нуля. По словам источника в одном из крупнейших железнодорожных операторов и заказчиков завода, на 2021 год у корпорации нет заказа ни на один вагон. Представители завода просят постоянных клиентов о покупке «хотя бы нескольких вагонов».

Безусловно, это не сама проблема, это лишь верхушка айсберга проблем. Доля гражданской продукции в общем финансовом потоке "Уралвагонзавода (100-160 миллиардов рублей в год) колеблется от 40 до 70% (в зависимости от года). Отстутствие заказов на новые вагоны — это не смертельно. В конце-концов, корпорация входит в состав "Ростеха", который через госбанки погасил или реструктурировал большую часть ее задолженности (на 2015 год она достигала 220 миллиардов рублей, а сейчас она всего менее 100 миллиардов рублей), и государство привычно выдаст концерну новые заказы или даст финансовые гарантии. Так было все последние годы, но в этом году в экономике РФ случилось то, что должно было случится не ранее 2024-2025 годов, как минимум. И это уже вторая вводная.

Поскольку для некоторых читателей будет не понятно, о чем далее пойдет речь, то небольшое отступление. Большинство добрых людей с патриотическими чипами в голове всерьез полагает, будто танки, пушки, ракеты, самолетики и прочие блестящие и красивые военные игрушки существуют как бы сами по себе, а их производство — добавляет в развитие экономики. Мол, построили танк — купили себе масла и хлеба. Конечно, в развитых технологически и индустриально государствах военно-промышленный комплекс (ВПК) частично выполняет функции фронта "передовых технологий", но в целом ВПК всегда и везде является лишь нашлепкой или горбом экономики. Чтобы купить танк или пушку надо потратить деньги. А деньги нужно изъять из бюджета (или из экономики) и тем самым избавить от них какие-то другие сферы. Строительство дорог, детскую медицину (россиян ведь давно, например, не удивляет постоянный сбор денег "с шапкой по кругу" на операции больным детям), инфраструктуру, образование и так далее. При этом сама по себе военная техника прибавочную стоимость не создает и наоборот, требует ежегодных расходов на ее содержание.

Торговля оружием и военной техникой в плане мировой торговли является мизерной. Для примера: в 2019 году экспорт РФ составил 422 миллиарда долларов, а экспорт оружия из нее — лишь 15 миллиардов долларов или около 3,4%. И самое важное — она, как правило, идет в режиме пост-оплаты. То есть, за проданный на экспорт трактор предприятие может получить деньги сразу, а вот за танк деньги могут придти лишь спустя годы (если вообще придти). И это нормально для этой сферы.

Подробнее об этом мы писали здесь — Почему "оборонка не вывезет" — и добавить там нечего. Современная российская экономика существует за счет экспорта сырья и полуфабрикатов, преимущественно углеводородов, и вся путинская машинерия "военного строительства" работала исключительно за счет этих и смежных поступлений. То есть, продал условный "игорь иванович" нефть за границу, на выручку (кроме той, что складирована в британском офшоре) купил труб, заплатил за электроэнергию, заплатил налоги, заплатил зарплаты и так далее по кругу всей экономики РФ.

Из федерального бюджета государство каждый год тратило на "оборонку" порядка 6 триллионов рублей. Эти деньги до 2015 года включительно (потом началось некоторое снижение затрат) расходовались примерно так: 1,5-2 триллиона рублей уходило на разработку и закупку военной техники, 2,7 триллиона рублей уходило на содержание и довольствие для военнослужащих и лиц, к ним приравненным (а это не только митраисты из армии и флота, но и прочие вахтеры из других карательных ведомств), 1 триллион уходил на пенсии милитократам, не считая затрат на войны в Сирии или на Украине.

Естественно, еще 3-4 триллиона рублей государство тратило на "общегосударственные нужды", на содержание других силовых ведомств, на прокорм армии чиновников из 2,5 миллилонов человек и так далее. Около 3-4 триллионов рублей уходило в Пенсионный фонд, а остатки тратились на медицину, спорт, образование, инфраструктуру и так далее. В этом же году в федеральном бюджете в расходной части в 19,5 триллионов рублей образовалась дыра в 4,7-5 триллионов рублей. Дефицит появился из-за резкого падения т.н. "нефтегазовых" доходов федерального бюджета. А они в свою очередь возникли вслед за: а) падением цен на нефть и газ весной текущего года б) ограничением экспорта нефти из РФ. С сентября начали падать и не нефтегазовые доходы федерального бюджета, прежде всего, НДС (падение на 21% в сентябре 2020 года по отношению к сентябрю 2019 года).

И именно по этой причине Минфин РФ предложил задуматься о сокращении (хотя бы формальном) численности дармоедов в разных силовых и карательных органах Ресурсной Федерации на 10%. Это предложение было встречено воплем ярости, боли и ужаса со стороны прикорытников в погонах, но делать нечего. Фонда национального благосостояния (170 миллиардов долларов) хватит, чтобы закрывать дыры бюджета в этом и следующем годах. Но что делать дальше? Ведь даже в жирные годы путинской РФ — 2007-2015 — размер валютных резервов государства, постоянно наполняемых за счет нефтегазовых "сверх-доходов", не превышал 150-170 миллиардов долларов. А теперь их пополнять не из чего! 

Динамика по экспорту, который является основным источником валюты, в ретроспективе вообще выглядит скверной. В 2012 году совокупный экспорт сырой нефти и газа (без нефтепродуктов) принес РФ более 240 миллиардов долларов, в 2019 году — 162 миллиарда долларов, а в 2020 году удастся получить не более 100-115 миллиардов долларов. В 2021 году вряд ли будет больше, скорее, даже меньше.

Поэтому государство, конечно, может еще и год, и даже два, содержать на своем балансе НПО "Уралвагонзавод", которое так радует тщеславие вармонгеров своими баснями про "самые могучие танки" на свете, но на этом и все. С учетом второй волны "ковидлы" в Европе рассчитывать на восстановление рынка цен на углеводороды там, как и на снятие ограничений на вывоз нефти из РФ (сделка ОПЕК+), пока не приходится. Хуже того будет, если окажется, что путинская РФ уже прошла свой пик-ойл по добыче нефти. Пока такие предположения не подтверждаются прямо, но некоторые основания так думать есть. Если же они окажутся справедливыми, то спуск с "американских горок" сырьевой экономики будет таким ошеломляющим, что быстро станет не до милитаристских забав.

О проблеме исчерпания запасов доступной нефти в РФ неоднократно говорилось и по прогнозам правительства момент истины должен был наступить уже в 2027 году. На текущий момент большая часть месторождений еще советской эпохи в плане "легкой нефти" уже исчерпана, а на добычу "труднодоизвлекаемых запасов" нет ресурсов, технологий и денег. В РФ вообще не обустроено и не введено в эксплуатацию ни одного нового крупного месторождения нефти за последние 20 лет. Поэтому как говорится в официальной «Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года» с 2027 года в стране наступит мощный спад добычи "черного золота". Именно этим обусловлен так называемый "налоговый маневр" в нефтяной отрасли: ТЭК перестает быть в 20-е годы одним из ключевых кормильцев бюджета РФ и наоборот, будет требовать ежегодной финансовой помощи от государства на сотни миллиардов, если не на триллионы рублей для восполнения минерально-сырьевой базы.

То есть, вопрос, куда направить исчезающие деньги — на строительство танков или на помощь нефтяникам — это раньше был именно самый актуальный вопрос внутренней бюджетной политики РесФеда в 20-х годах. И выбор, как понятно уже любому, будет сделан не в пользу танчиков. И не только потому что их на хлеб на намажешь, в офшор не уведешь и зарплату ими не выплатишь. Если все резюмировать в простоте, то у путинской РФ резко и, кажется, бесповоротно, закончились деньги. То есть, финансы еще пока есть, а заначки хватит на пару лет точно, но как быть дальше, совершенно не ясно.

Естественно, пока у кремлевских гномов были деньги, оставался задел советских разработок и еще ходили на работу уцелевшие с советских времен инженерные и рабочие кадры, готовые трудится за скромные деньги, то что-то шевелилось и это позволяло им бряцать железяками на радость внутренним патриотам. Длилось это бессовестно долго и паразитирование на остатках СССР продолжалось вплоть до недавних времен.

Всего РесФед потратил за последние 20 лет на "оборонку" (без учета расходов на дармоедов из других карательных органов) порядка 1,2-1,5 триллионов долларов. И самое прикольное тут в том, что эти траты дважды оказались бесполезными. Во-первых, они никак не улучшили положение страны в плане ее экономической и финансовой устойчивости, а также безопасности.

А во-вторых, РФ "проспала" две важнейших революции в военном деле: внедрение ударных беспилотников и высокоточного оружия. Ни в первое, ни во второе россиянские "мольтке" не смогли, благо что от СССР по этим направлениям задел был весьма скромный (слоновьих размеров разведывательные беспилотники и на этом все). Попытка создать свою систему глобального позиционирования — ГЛОНАСС — оказалась успешной ровно до момента запрета ввоза в РФ американской микроэлектроники, на основе которой собирались спутники этой системы. В итоге ГЛОНАСС уже находится в состоянии деградации и в ближайшие год-два может начать разваливаться по естественным причинам — из-за нехватки аппаратов на орбите (их производство в РФ приостановлено в силу отсутствия все той же американской микроэлектроники). Проще говоря, орбитальная группировка стареет и менять ее не на что.

То есть, если раньше мы пытались патриотам объяснить, почему танк "Армата" — это фуфло, которое не состоятельно в силу технических и производственных причин (Эра шушпанцера и Арматина песня, а также можно смотреть по профильному тегу Армата), то сейчас все проще: НЕТ И НЕ БУДЕТ ДЕНЕГ. Не надо поэтому нагружать мозги бедных евразийских милитаристов лишними объяснениями. Они у них и так плавятся, ибо они в упор не понимают, откуда путинское государство раньше брало деньги на свои военные упражнения.

Сможет ли опутанный задолженностью и сползающий в коллапс "Уралвагонзавод", которому государство пока выдает огромную материальную помощь в виде заказов и реструктурирования кредитов, что-то сделать? Конечно, нет. Сможет ли российская промышленность когда-нибудь выдать на гора летающий и боеспособный ударный БПЛА? Нет, конечно. И уже не только потому, что это технически невозможно (нет авиадвигателей и микроэлектроники). Финансов на это тоже уже нет и даже скептично настроенные наблюдатели этого еще не поняли. В лучшем случае будет несколько выставочных образцов, как те же два десятка сараев, которые под видом танков "Армата" каждый год таскают на парады.

Дураку же понятно, что это не прошедший испытания и не принятый на вооружение армии танк, а некий прототип, который нельзя использовать в боевых действиях (там даже пушки нет боевой). Однако нет, все равно находятся толпы идиотов, вопрошающих: "как же нет этого танка, если я его видел на параде?".

Так что в ближайшие годы, если, конечно, не случится чуда, точнее даже, ЧУДА, то и ежегодные парады по всему РесФеду отменят по причине отсутствия лишних денег. Жить придется по средствам.
Comments System WIDGET PACK