В классической игре "волки-олени" при уменьшении съестных ресурсов у хищников между ними ужесточалась резко конкуренция за оставшиеся. Вплоть до взаимного уничтожения. В последние годы в РесФеде происходит постепенное, но неотвратимое озверение "слуг государевых", вахтеров и даже федеральных элит. Под нож идут самые слабые: регионалы, не имеющие сильной вахтерской крыши.
Причина этого понятна: это пересыхание финансовых потоков, которые ранее щедро орошали владения разных мафий и ОПГ в Ресурсной Федерации. Речь идет о кегебистах, ментах, судейских, прокурорских, банально криминально-этнический мафиях и так далее. В свою очередь они подвергаются все большему давлению со стороны т.н. "федеральных элит".
Потоки пересыхают как по причине резкого обвала поступления валюты в страну, так и из-за снижения рентабельности бизнесов внутри нее. Речь идет о торговле, девелопменте, ритейле, страховании и так далее.
Арестованный на днях мэр Томска Иван Кляйн (третий подряд мэр этого города, который будет осужден!) — конечно же, типичный евразийский/русский "гнидо-элитарий", выводящий активы на Запад и глумящийся над аборигенами. Напомним, что статусный россиянин стал широко известен в РФ в 2017 году, когда глумливо
открыл в Томске водную колонку для нищих местных жителей. Долларовый мультимиллионер, уставший от жизни в дворце, не счел зазорным превратить банальное событие уровня местного ЖЭКа в прикол с шариками и перерезанием красной ленточки.
Однако, пострадал он не по этой причине. Пока власти толком не могут даже обосновать, какие к нему есть претензии кроме как совсем пошлого "превышения должностных полномочий" (по этой статье можно смело сажать за решетку 144% всех россиянских вахтеров, чиновников и прикорытников). Подоплека дела в том, что господин Кляйн, как и его предшественник в этой борьбе за кормовые ресурсы, губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, владеет чересчур вкусными активами и сидит на чересчур интересных финансовых потоках.
Так Сергей Фургал косвенно владел единственным на Дальнем Востоке металлургическим комбинатом "Амурсталь", на который глаз положили строители супер-верфи "Звезда" (ССК "Звезда") в Приморском крае — консорциум Роснефти и Газпромбанка (на нашем сайте можно по истории этого мега-строительства почитать
по профильному тегу). Им в этом проекте помогают американская
General Electric (построила завод рулевых колонок "Сапфир" в Приморском крае), китайская госкорпорация
China Communications Construction Company (ведет строительство верфи после банкротства российских подрядчиков и забегов с ворованными деньгами) и южнокорейская компания
Samsung Heavy Industries. Она будет поставлять часть комплектующих и уже передала компетенции на строительство танкеров дедвейтом от 42 до 120 тысяч тонн.
Такое вот "враждебное окружение" РесФеда, которое почему-то активно участвует в инфраструктурном проекте для освоения арктических месторождений природного газа (танкеры и суда-газовозы предназначены именно для этого).
Для консорциума завод "Амурсталь" теоретически нужен, поскольку ранее — до 2011 года — на нем действовал цех листовой прокатки судовой стали. Теоретически, его можно восстановить и снабдить ССК "Звезда" хотя бы частично этим подкатом. Другую часть листовой стали, очевидно, все равно придется завозить из Китая и Южной Кореи. Да и вообще, единственное металлургическое предприятие на всем Дальнем Востоке — не самый "глухой" актив (а то, что тамошние работяги получают по 400 долларов, свидетельствует как раз не об этом).
У томского Ивана Кляйна в собственности находится не менее интересный актив. Это пивоваренная компания ОАО «Томское пиво». В 2018 году эта компания при обороте в 5,2 миллиарда рублей
показала 1,53 миллиарда рублей чистой прибыли. В 2019 году при том же обороте чистая прибыль даже выросла и составила 1,7 миллиарда рублей. Если правильно считать, то пивоваренная компания господина Кляйна (ему в ней непосредственно принадлежит более 51% акций, а остальные распределены между членами его семьи, которая в целом владеет 90,5% ценных бумаг завода) приносит ежегодно не менее 27-30 миллионов долларов чистыми. А скорее, раза в два больше, ибо часть доходов выводится по серым схемам (например, через завышение накладных и рекламных расходов), как это принято в Северной Евразии.
Пока нефть-кормилица была по 70 долларов за баррель, жирующий в Томске "красный директор" (Иван Кляйн владеет пивоваренным заводом с 1994 года, начав работать на нем еще при Михаиле Горбачеве) выглядел если не совсем мелочевкой, то не очень ценным активом. Но сейчас в регионах РФ начинается откровенная бескормица среди привыкших хапать и жить на широкую ногу "слуг государевых". Поэтому крупный пивоваренный завод, ежегодно штампующий несколько десятков миллионов долларов чистой прибыли — ничем не хуже небольшой нефтяной компании и всяко лучше торговых центров или даже ремонтно-строительной корпорации, жившей за счет государственных или муниципальных заказов. Пиво-то люди все равно будут пить и в случае кризиса никто не помешает его разбодяжить с целью снижения издержек (тем более, что импортное пиво из-за постоянного падения курса рубля большинству обитателей хинтерланда РФ все равно не по карману).
Версию о том, что в прицеле именно пивоваренная компания, подтверждает Анатолий Черкасский, являвшийся в 1990-1993 годах председателем Томского горсовета народных депутатов. Именно с его подачи (а также ряда местных силовиков и главы тогдашней городской администрации Владимира Гончара) директором завода в 1991 году был назначен Иван Кляйн, работавший тогда там главным инженером. То есть, семья Кляйнов в какой-то степени является держателями "общака" старой томской "элиты". О размере ее авуаров представление дает инцидент
с выкидыванием во время обыска женой Ивана Кляйна подушки с данными на счета ее семьи в российских и швейцарских банках: речь шла об 1,3 миллиардах рублей (скорее всего, их арестуют). Естественно, эти 15-20 миллионов долларов — лишь верхушка айсберга. В офшорах лежат еще десятки миллионов, как минимум.
Атаковали же эту "старую элиту" местные кегебисты, курировавшие в Томске рынок обнала (этот рынок в РФ традиционно делят ментовские и гебильные мафии) и девелопмент. "Новая газета" в числе их представителей
назвала Александра Гитмана (обналичка), Рината Аминова (девелопмент и банкротство предприятий в интересах мафии в погонах) и его партнера Алексея Вавилова.
Что будет дальше с Кляйном, сказать не так уж и сложно. Если его партнеры "занесут" на верх несколько десятков миллионов долларов, то, возможно, его отпустят. Но потребуют затем "справедливо" поделить акции пивоваренного завода (2% производимого пива в РФ, между прочим). Если же договориться быстро не удастся, то господин Кляйн посидит за решеткой, пока кегебисты будут по-тихому дербанить активы его семьи и его партнеров.
Например, в битве за "Амурсталь"
побеждает московский бизнесмен Павел Бальский, представляющий интересы клана Ротенбергов и Игоря Сечина. Он довел свою долю в акционерном капитале завода до 75%, посадив протеже Сергея Фургала — бизнесмена и совладельца "Амурстали" Николая Мастрюкова в конце 2019 года за решетку (его обвинили в убийствах, которые произошли 15 лет назад), а также сменив руководство предприятия. Скорее всего, такая же судьба ждет и "Томское пиво". Если нынешние владельца завода упрутся и не отдадут за небольшой прайс свои доли в нем, то не исключено его банкротство и последующая продажа "правильным" людям (с вероятной посадкой месье Кляйна лет на 7-8 за решетку).