ССК "Звезда" Игоря Сечина закатилась за корейский металл

У суперверфи ССК "Звезда" в Приморском крае на десятом году обострилась ахиллесова пята. Эффективные менеджеры из "Роснефти" и правительства РФ внезапно узнали, что поставки судовой стали из Южной Кореи могут оказаться "геополитически ненадежными".
22.02.2019
О строительстве очередного путинско-сечинского "чуда света" наш блог уже писал, и поэтому не будем повторяться дважды. Лишь напомним общеизвестные факты:

В основе идеи строительства на Дальнем Востоке РФ мощной судостроительной верфи, способной создавать суда и технику для работы на шельфе (в том числе и танкеры, а также суда ледового класса) лежит здравое зерно. Сейчас подобные суда и буровые платформы РФ закупает в Китае и Южной Корее. А как мы помним, освоение сырьевых ресурсов Арктики и Дальнего Востока (без дураков) является топовой экономической идеей Ресурсной Федерации...

В 2009 году на базе уже существующего в Большом Камне Приморского края Дальневосточного завода "Звезда" (ОАО "Дальневосточный завод "Звезда") началось создание новой супер-верфи. Изначально партнером РФ (в лице Объединенной судостроительной корпорации) выступила южнокорейская Daewoo Shipbuilding & Marine. Однако в 2012 году корейцы от сотрудничества отказались, справедливо решив, что передавать свои технологии потенциальным заказчикам бессмысленно. Стройка заглохла на год с небольшим, после чего по доброй евразийской традиции на ее месте был сооружен колхоз в виде совместного предприятия «Современные технологии судостроения» с участием "Роснефти", Газпромбанка и "Роснефтегаза". Планы были обширными: ССК "Звезда" предполагалось ввести в эксплуатацию в 2018-2019 годах (первую очередь), а к 2030 году построить на этой верфи до 500 различных судов от вспомогательных (например, суда обеспечения и сейсморазведки) до танкеров ледового класса
.

Сейчас 75% минус 2 акции в АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (оператор строительства суперверфи) принадлежит консорциуму «Современные технологии судостроения» (консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка), блокпакет закреплен за ОСК.

Проект, как видим, оказался ожидаемо долгим, скандальным (десятки уголовных дел и детективных историй с бегством топ-менеджеров в США — тому лучшее доказательство) и совершенно безумным в области планирования и экономики. Про то, что его стоимость выросла в несколько раз (сейчас она составляет более 230 миллиардов рублей), а запланированное к постройке количество судов снизилось примерно в три раза (до 178), даже повторять смысла нет. На поверхность всплыли и другие пикантные детали. Например, средняя плановая стоимость одного газовоза ледового класса Arc7 на путинско-сечинской "Звезде" даже по приблизительным прикидкам оказалась в полтора раза выше, чем в Южной Корее. А ориентировочная цена за эти суда первой партии — почти в два раза:

Суда на «Звезде» стоят дороже, чем в Корее или у других судостроительных компаний, рассказывали «Ведомостям» несколько контрагентов «Звезды». Они же говорили, что «Звезда» предлагала исполнить контракты примерно на 20–40% дороже рынка. В начале года «Звезда» направляла в Минпромторг письмо, в котором указывала, что строительство газовозов Arc7 для проекта «Арктик СПГ – 2» может стоить до $603 млн за штуку (при заказе 15 судов), писал «Коммерсантъ». Аналогичное судно стоит в Корее $305 млн, говорил гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

При этом надо понимать, что для ССК "Звезда" все эти расчеты — предварительные. Как показывает практика, реальная цена "изделия" может быть в полтора или даже два раза выше! Дело дошло до того, что для судоверфи уже рассматривается финансовая помощь в субсидировании строительства кораблей для частных проектов, например, "Ямал СПГ". Как писали "Ведомости" в январе текущего года:

При строительстве газовозов ледового класса Arc7 для проекта «Арктик СПГ – 2» правительство может компенсировать судоверфи «Звезда» до 30% недополученных доходов, если сумма фактических затрат будет выше контрактных обязательств покупателя. Для нужд «Новатэка», основного владельца и оператора будущего проекта «Арктик СПГ – 2», на «Звезде» может быть построено 15 танкеров-газовозов, писал в начале января «Коммерсантъ». По информации издания, «Новатэк» в конце прошлого года подписал со «Звездой» опционное соглашение на строительство судов «по рыночной» стоимости, сравнимой с предложениями южнокорейских верфей. Заказ газовоза ледового класса Arc7 в Корее сейчас стоил бы около 20 млрд руб. ($305 млн по текущему курсу), оценивает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Исходя из этого весь контракт может быть оценен в $4,4 млрд, а компенсация для «Звезды» составить до $1,4 млрд.

Проще говоря, государственный бюджет покроет "убыток" (недополученную прибыль) судоверфи от заказа на 15 газовозов в размере от 1,4 миллиарда долларов. Страшно представить, какими окажутся субсидии, если речь пойдет о заказах на пару-тройку десятков таких газовозов. И главное, как долго бюджету придется субсидировать детище сумрачного гения Игоря Сечина...

Но это все из разряда "ужасы нерожденного". Пока ССК "Звезда" ничего со стапелей еще не спустила, а сроки готовности ее первой очереди постоянно "сдвигаются вправо". В 2014 году первую очередь предприятия планировали запустить в 2016-2017 годах, сейчас эта дата сместилась на 2021 год. Поэтому дальние границы реализации судостроительной программы путинско-сечинского колхоза (те самые 178 судов) уже ушли на вторую половину 30-х годов текущего столетия.

Для любителей проектов "сделаноунасвру" хочется отдельно отметить, что несмотря на кликушество верфь ССК "Звезда" для российского машиностроения никакой роли не сыграла. Она полностью оснащена китайским и южнокорейским оборудованием и кранами (ряд работ также производился немецкими и финскими подрядчиками). Впрочем, развивать "отечественное машиностроение" в сырьевой колонии Европейского союза никто и не собирался всерьез.

В этот котелок с прокисшим борщом "импортозамещения" нужно добавить еще немного интересных фактов. Когда великие россиянские умы планировали в Приморском крае судоверфь для строительства газовозов и т.п. судов, то никто не озаботился тем, чтобы как-то решить вопрос с поставками судового листа. Что как бы странно, поскольку предприятие по плану должно только ежегодно потреблять до 330 тысяч тонн судового толстолистового проката. По идее, под такие объемы потребления металла можно было бы или построить новое производство, или реконструировать уже имеющееся. Речь в последнем случае идет об единственном на Дальнем Востоке РФ металлургическом предприятии полного цикла — "Амурсталь" (ранее "Амурметалл") в Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. От него до ССК "Звезда" всего 1100 километров.

На этом предприятии, построенном с помощью США в 1937-1942 годах, долгие десятилетия существовал листопрокатный цех, который производил некоторые виды судового проката. Казалось бы, единственный крупный металлургический завод на Дальнем Востоке имеет все шансы если не процветать, то хотя бы сносно существовать. Однако, как и всегда в путинской РФ, предприятие быстро докатилось до ручки (не помогла даже модернизация сталеплавильного производства). С 2009 года завод жил в предбанкротном состоянии, которое в 2012 году увенчалось банкротством. Листопрокатный цех "Амурстали", выпускавший судовой лист морского и речного класса толщиной до 25 миллиметров, в 2009 году был закрыт, его специалисты разогнаны, а сам цех практически сгнил к настоящему времени. Оставшееся производство завода теплится лишь в более-менее "живом" сегменте сортового проката и метизов. 

Теоретически можно еще закупать толстый лист на Магнитогорском меткомбинате в Челябинской области, но для его провоза на Дальний Восток надо реконструировать инфраструктуру РЖД, в том числе подвижной состав. Помимо немалых расходов на это стоит учесть и транспортное плечо: от Магнитки до ССК "Звезда" порядка 5000 километров. То есть, этот судовой лист имеет шансы стать весьма дорогим. Строить же новый металлургический комплекс в Приморском крае уже поздно и дорого. Здесь надо понимать, что в путинской РФ металлургическое машиностроение практически полностью уничтожено как отрасль, а из-за обвала рубля закупать дополнительное оборудование на сотни миллионов долларов за рубежом представляется уже легким безумием в рамках даже такого "отмороженного" проекта как ССК "Звезда".

Проще говоря, гениальные стратеги за 10 лет реализации проекта судоверфи "Звезда" упустили все варианты отечественного снабжения судовым листом этого предприятия. Но ладно, это лирика. Раньше ведь не кашляли: Роснефть и УГМК олигарха-кегебиста Искандера Махмудова для ССК "Звезда" закупали металл и детали конструкций судов прямо в Южной Корее. В чем сейчас проблема? Не поверите (цитирую снова "Ведомости"):

 В конце 2018 г. вице-премьер Дмитрий Козак встретился с металлургами, РЖД и представителями «Звезды». Речь шла о возможности поставки российской судовой стали для верфи «Звезда», рассказали «Ведомостям» два участника правительственной встречи и подтвердил один из контрагентов «Звезды». Сейчас сталь, из которой строятся российские суда на «Звезде», поставляет совместное предприятие «Роснефти» и Уральской горно-металлургической компании, оно было создано в 2016 г. Тогда даже планировалось, что предприятие займется строительством металлургического производства, но от этого проекта пока отказались, утверждают два собеседника «Ведомостей». Сталь поставляют по контрактам из Южной Кореи. Переход на российскую сталь связан в том числе с желанием снизить геополитические риски, говорит один из источников.

Только вдумайтесь. До кого-то дошло, что Южная Корея, один из мировых лидеров в судостроении, не только прямой экономический конкурент путинско-сечинскому колхозу в Приморье! Нет. Там все хуже. Спустя 12 лет после начала эпичного "противостояния" с США (если брать отсчет от мюнхенской речи "Владимира" "Путина" в 2007 году), на пятом году безудержного импортозамещения и на двадцатом году плавного сколенвставания гениальные кремлевские горцы сообразили, что Южная Корея — это еще как бы и военно-политический союзник США. Которому не составит никакого труда не то чтобы заблокировать, а просто осложнить поставку толстого судового листа в РесФед! На пару-тройку месяцев. Или на полгода. Ненадолго, но чтобы хватило для срыва любой инвестпрограммы или контракта.

То, что в правительстве РФ вдруг поставили ребром этот вопрос означает лишь одно: до эффективных менеджеров либо прямо довели информацию, либо дали им как-то понять, что регулярно снабжать ССК "Звезда" металлоконструкциями и судовым листом корейцы не будут. Отсюда и все эти нелепые ужимки и прыжки в попытке изобразить какие-то осмысленные пируэты. В ставших уже сервильными "Ведомостях" читателей развлекают успокаивающими заголовками: "Верфь «Звезда» может перейти с зарубежной стали на российскую. В списке возможных поставщиков – ММК и «Амурсталь»". Может, но увы — не может. Либо надо восстанавливать срочно листропрокатное производство на "Амурстали", что займет от 2-3 до 4-5 лет и обойдется в десятки, если не сотни миллионов долларов (надо закупать новый стан, как минимум), либо ударными темпами модернизировать Северомуйский туннель для провоза широкого листа с Магнитки и закупать специализированные вагоны. Это тоже несколько лет и сотни миллионов долларов, которых пока нет.

И ведь это не единственный звоночек для построенной на соплях тупенькой пропаганды проектомании РесФеда. Только-только наш блог в декабре 2018 года накатал безответственную аналитику про "проблемы" проекта среднемагистрального пассажирского самолета МС-21, который почему-то по цене ничем не лучше "зарубежных аналогов", как атлантисты в январе 2019 года нанесли удар поддых:

Санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытаются найти возможность выпуска аналогов в России, но для этого нужны длительные ОКР и сертификация, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 года на несколько лет. Другой вариант — заменить композиты на металл, но в ОАК это рассматривать не хотят и утверждают, что решат вопрос. Эксперты согласны, что отказ от «черного крыла» лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась Счетной палатой в 438 млрд руб.

Ай-ай... Ну как же так. Десятилетие пилить "инновационный проект" на американских и японских комплектующих, чтобы в один прекрасный момент увидеть на своем воротнике что-то лиловое. Понятно, что пропаганда достаточно быстро оклемалась и дала "бой", но...:

Президент ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Юрий Слюсарь заявил 10 января, что проект создания нового российского пассажирского самолета МС-21 будет завершен с использованием деталей российского производства.

«С 2014 года идет работа авиапрома с Росатомом, ВИАМом, МГУ, рядом частных компаний по созданию технологии изготовления композитных конструкций из отечественных материалов», — цитирует его сайт ОАК. Отмечается, что в настоящее время ведутся летные и наземные испытания первых опытных машин. Слюсарь добавил, что корпорация намерена оспорить решение американских властей, которые запретили своим производителям поставлять детали в Россию для реализации проекта МС-21
.

Сейчас проект "МС-21" с учетом этих обстоятельств в лучшем случае "уезжает вправо" еще лет на пять (до 2024-2025 годов), либо его вообще можно смело закрывать. В способности путинской системы создать что-то на уровне современных индустриальных и технологических разработок и промышленных изделий можно лишь религиозно верить. Сам же господин Слюсарь, как и большинство современных россиянских топ-менеджеров и управленцев в недобитых остатках советского "хай-тека" (изрядно проржавевшего) является безграмотным в своей отрасли чепушилой. Это стандартизированный юрист-хозяйственник-управленец, чья профпригодность не требует даже обсуждения. Об этом наш блог писал еще в декабре 2017 года и с тех пор окукливание класса россиянских колониальных управленцев не снижало свой темп. Так что впереди "вечный Путинленд" ожидает совсем веселая смесь маньяков и идиотов.

 
Comments System WIDGET PACK