Москва сошла с дистанции

Ресурсная Федерация временно отказалась играть в старую, добрую игру под названием "гонка вооружений". Этот факт стал неприятной новостью для российских охранителей, живущих в мире хитрых планов, мощных геополитических бросков и запущенного стратегического противостояния с США и НАТО.
12.05.2019
Первопричиной пессимизма у отечественных экспертов с "оборонческим сознанием" стали данные последнего релиза Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI):

"Россия выбыла из пятёрки стран-лидеров по уровню военных расходов. Об этом говорится в докладе Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) за 2018 год. Согласно документу, в прошлом году РФ потратила на обеспечение Вооружённых сил 61,4 миллиарда долларов и расположилась с этим показателям на шестом месте.

Напомним, по итогам 2017 года Россия находилась на четвёртом месте с военным бюджетом в 66,3 миллиарда долларов. Первые строчки занимали США (610 миллиардов), Китай (228 миллиардов) и Саудовская Аравия (69,4 миллиарда).

В 2018 году ситуация изменилась вследствие значительного увеличения военных расходов в Соединённых Штатах и стран Восточной Азии. Военный бюджет США вырос до 649 миллиардов, Китая — до 250 миллиардов, Индии — с 63,9 до 66,5 миллиарда. Оборонный бюджет Саудовской Аравии пошёл на убыль (67,6 миллиарда), а вложения Франции в ВС не изменились (63,8 миллиарда).

По данным SIPRI, сокращение оборонного бюджета России началось в 2017 году. Это было первое снижение ассигнований на нужды армии с 1998 года. При этом в рейтинге Стокгольмского института за 2016 год Москва замыкала тройку лидеров с уровнем расходов в 69,2 миллиарда
".

Здесь надо отметить специально, что реальный объем так называемых "военных расходов" РФ толком никому не известен. У страны помимо открытых статей бюджетных расходов засекречно до 17-20% от общего объема расходной части государственной казны (на 2019 год — 17%). Поэтому цифры могут гулять как им задумается, никакого аудита тут не провести.

Это во-первых. Во-вторых, внутри "государства", похожего одновременно на урановый рудник и аскариленд, отделить "военные" расходы от просто государственных и даже социальных, не всегда возможно. Например, на выплаты пенсий военным пенсионерам (их в РесФеде только официально более 2,6 миллионов человек) тратится ежегодно до 1 триллиона рублей. При этом в эту категорию попадают не только сапоги, но и сотрудники ФСБ, МЧС, Росгвардии, налоговой полиции и других карательных органов. Совокупные расходы Москвы на выплату зарплат военнослужащим и приравненным к ним лицам ежегодно составляют порядка 2,3 триллиона рублей с необходимой индексацией до 2,6 триллиона рублей ежегодно в 2019-2020 годах. И выплаты только этой категории лиц достигли в 2017 году до 13-14% расходной части всего федерального бюджета!

То есть, бурный рост расходов армии и силовых ведомств в 1998-2018 годах привел к тому, что вся эта "оборонческая активность" в определенный момент стала жить сама по себе. Позволим себе длинную цитату из нашего поста почти двухлетней давности "Развилка милитаризма":

"Неприятная гримаса нынешней милитаризации в северной Евразии заключается в том, что в 2008-2011 годах в РФ произошел отход от давних традиций местной милитократии — дешевой армии. Ведь основные расходы в любой армии — это не даже не закупки вооружений, а люди. А человек в российской/советской армии всегда на 90% представлял из себя бесплатного призывника с самым минимальным набором расходов на его содержание и оплату его "услуг". Все помнят зубоскальство россиянских патриотиков о том, что де "американцы не умеют воевать без туалетной бумаги, бу-га-га"? Ну так вот — нынешняя российская армия пошла по "коварному" пути именно западных образцов.

В российской армии в последние годы резко увеличилось количество контрактников, в ней нарастили гражданский персонал, ввели коммерческий аутсорсинг, и самое важное — повысили зарплаты людям в погонах. С 2012 года по 2016 год на службу в армию по контракту были призваны 330 тысяч человек, на 2017 год их количество в вооруженных силах достигло 405 тысяч человек (плановый уровень — 425 тысяч человек). Тувинской наполеон Сергей Шойгу планирует в 2018 году довести численность контрактников в армии до 500 тысяч человек (тогда как призыв в 2017 году составил 142 тысячи весной и 134 тысячи новобранцев осенью).

Сейчас почти 30% бюджета Минобороны РФ — это только выплаты военнослужащим по зарплате! При этом "силовик" — это вам не живущий на вольном выпасе частный обитатель северной Евразии. Этому человеку помимо денежного оклада надо обеспечить питание (трехразовое в день, как минимум), обмундирование, спецодежду, бесплатное жилье (для офицеров — квартиры, для солдат и сержантов — казармы, всего только в 2016 году Минобороны ввело более 2 миллионов квадратных метров жилья в эксплуатацию), разнообразные социальные льготы и все остальное вплоть до социальной инфраструктуры (детские сады, школы, бассейны в военных городках, ведомственные пансионаты, санатории, больницы, поликлиники со штатом и так далее). При этом надо понимать, что "силовик" не производит никакой прибавочной стоимости, он не вносит вклад в ВВП страны, он просто находится на содержании бюджета. Сделать его содержание откровенно "нищенским" уже невозможно — люди разбегутся. Поэтому в государственной концепции РФ официальная зарплата военнослужащих (а также иных милитократов) должна быть "не ниже средних зарплат во всех отраслях экономики" (цитирую РБК):

Для того чтобы жалованье военнослужащих не опускалось ниже средних зарплат в ведущих отраслях экономики, Минобороны в ходе подготовки проекта федерального бюджета разработало и направило в Минфин два варианта расчетов по индексации денежного довольствия военнослужащих, сообщалось в заключении оборонного комитета, но эти предложения «не нашли своего отражения» в итоговом проекте бюджета. На сколько предлагало индексировать оклады военных Минобороны, в документе не говорится.

Найм одного нового милитократа или закупка единицы вооружения — это новые и дополнительные расходы. Один новый танк — это расходы на ГСМ, на обустройство места его хранения, найм техников и так далее. Найм одного контрактника (даже если он получает всего 500 долларов) — это новые расходы на еду, одежду и так далее. Тут нельзя взять и просто остановиться. Например, Минобороны в 2014-2015 годах закупило для военнослужащих более 1 миллиона комплектов всесезонного полевого обмундирования (ВКПО). К осени 2016 года выяснилось, что их уже не хватает в войсках. Значит, такие закупки надо вести регулярно, а не разово. Тоже самое касается продуктов питания, топлива, патронов и т.п. расходных материалов вплоть до туалетной бумаги. Сэкономить сильно на людях не получится, иначе будет "украинская армия". Рост армии — это еще и гигантские расходы на инфраструктуру. Выяснилось пару лет назад, что складская система Минобороны РФ неадекватна и устарела. Нужно строить (по стандартам НАТО) новые производственно-логистические комплексы (ПЛК). Стоимость программы строительства 24 таких — это сотни миллиардов рублей, которых по факту нет.

Дальнейшее наращивание "военных мускулов" безмозглой РФ выглядит малоосмысленным, ибо "урановый рудник" уже достиг локального пика да еще на фоне падающей экономики. И тем не менее, роль играет не это, а конкретные пожелания хозяев. И если от роста расходов на оборонку и госбезопасность РесФед отказываться не собирается, то уже в  2018-2019 годах придется принимать стратегическое решение. Либо забирать миллиарды долларов из офшоров у олигархов, либо идти на снижение и так невысокого уровня жизни основной массы населения
".



По прошествии двух лет, как мы видим, принято временное соломоново решение: миллиарды долларов из офшоров не забирают. Наоборот, вывоз капитала из страны продолжается, а ЦБ и правительство активно накапивают золото-валютные резервы (размещая их даже в Китае). При этом уровень потребления населения стагнирует, но серьезно не снижается. Чтобы свести текущий баланс пошли по пути "технического секвестра". То есть, сокращения штатов и зарплат у силовиков нет, но вот финансовые ниагары на модные проекты "нового вооружения" заметно обмелели.

Здесь нет никакой "зрады", просто страна с официальным номинальным валовым ВВП на уровне второй десятки не может постоянно входить в тройку лидеров планеты по военным расходам. А с учетом того, что ее ВВП вообще наполовину "дутый" и прямо зависит от цен на нефть, дальнейшая "гонка вооружений" в любом виде представляется для нее фатальной.

Нельзя при этом сказать, что сокращение объемов закупок вооружений и расходов на НИОКР стало для "людей в теме" прямо-таки громом среди ясного неба. Как раз нет. Высшее руководство РФ с 2016 года открыто заявляло, что, например, военным заводам в начале 20-х годов придется переходить на увеличенный выпуск некоей гражданской продукции (наш блог писал об этом в посте "Дед Мазай и спасение оборонных зайцев").

Чтобы это не напоминало самым толковым о дурном опыте горбачевской "конверсии", этот процесс замаскировали под термином "диверсификации". При этом темпы перевода предприятий ВПК на "гражданские рельсы" капитанами россиянской экономики постепенно увеличиваются:

"Денис Мантуров отметил, что диверсификация ОПК заложена в качестве одного из основных ориентиров во всех госпрограммах. По его словам, предприятия ОПК имеют хорошие компетенции в медтехнике, продукции для нефтегазового машиностроения и других.

«Поэтому по тем параметрам, которые вы поручили реализовать — к 2030 году выйти на параметр 50% производства гражданского сегмента предприятиями ОПК, — мы идем с небольшим даже опережением», — сказал Мантуров, добавив, что к 2020 году объемы производства гражданской продукции ОПК могут составить 20% вместо плановых 17%
".

Конкретные проценты вводить в смущение не должны, важна сама тенденция. По закупкам ряда видов вооружений армия РФ явно прошла "свой пик". Например, в 2018 году для армии было закуплено 36 боевых и 14 учебно-боевых самолетов. Это ровно в 2 раза меньше, чем в 2014 году. В начале этого года вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов, курирующий военно-промышленный комплекс, пытался создать хорошую мину при плохой игре, но нарисованная им картина получалась удручающей. По сути государство обрекает десятки и сотни заводов, уже привыкших к "советской" жизни за счет гособоронзаказа или внутри монструозных госкорпораций, на свободный заплыв в хищном море капитализма:

Поэтому сначала мы будем опираться на внутреннего потребителя — на естественные монополии, на предприятия с государственным участием. В гособоронзаказе схема следующая: заказчик выдал требования к продукту, оплатил его разработку, а потом гарантированно его выкупил. А поскольку контракты еще и долгосрочные, исполнитель может прогнозировать загрузку своего предприятия на годы вперед. На гражданском рынке все иначе, он уже занят. На нем присутствуют серьезные игроки, в первую очередь западные. Стоит амбициозная задача потеснить их. Для этого надо создать конкурентоспособную продукцию.

Северная Евразия столетиями пытается создать такую продукцию, но выходит крайне скверно. Рассчитывать на то, что сейчас в деградировавшем "урановом руднике" каким-то чудом посреди толп отупевших вахтеров, гебистов и карателей возникнут кластеры "хай-тека" невозможно даже в наркотическом опьянении. Впрочем, и "военка", несмотря на вливания в нее, за прошедшие годы ничего не продемонстрировала. С авиацией и ракетостроением в целом все понятно модернизация советского оружия, а "морская программа" милитаризации в РФ благополучно провалена до всякой "конверсии". Тем не менее, в некоторых отраслях творческая мысль "распильщиков" еще бьет ключом.

Так на смену заглохшей "Армате" неутомимый "Уралвагонзавод" уже предлагал невиданный нигде в мире "роботехнический комплекс", а в последние полтора-два года реанимировал PR-поддержку старому, но унылому проекту танка Т-90М "Прорыв-3". Который в армейских кругах в злую шутку называют просто "нарыв". И этому есть свои объяснения.

Напомним, с 2011 года Минобороны РФ прекратило регулярные закупки новых основных боевых танков и приступило к модернизации советских Т-72 до уровня Т-72Б3. Это достаточно разумное решение, ибо за относительно небольшие деньги можно немного улучшить характеристики старых советских танков. Тем более, сапоги отлично понимали, что визги пропаганды о чудесных машинах семейства "Армата", прежде всего, танков Т-14, не имели под собой никакх оснований. Сейчас на дворе 2019 год, но этих машин пока нет ни в войсках, ни в производстве. А с учетом мягкого секвестра военных расходов на новую технику и НИОКР, скорее всего, и не будет.

Но модернизация Т-72 плоха для "Уралвагонзавода" тем, что она относительно дешевая и стоит "всего" около 45-50 миллионов рублей (800 тысяч долларов) за штуку. Возни много, а денег мало. Гораздо интереснее продавить ведомство тувинского наполеона на покупку очередного панцера, "рвущего абрамсы как тузик грелку". С этой целью Минобороны предложено приступить к закупкам модернизированного танка Т-90М "Прорыв-3", который разрабатывался на "Уралвагонзаводе" с 2004-2005 годов. О стоимости этого изделия производитель дипломатично умалчивает, но из проплаченных статей следует, что он все равно в "два раза дешевле, чем абрамс". То есть, речь идет о 2,5-3 миллионах долларов за машину.

Конечно, это не "Армата" за 5-7 миллионов долларов, но знаете ли... Российские мужчины в фуражках исторически славились тягой к легкому слабоумию, но благодаря Анатолию Сердюкову среди них появились хотя бы умеющие считать. Танк Т-90 является сам по себе "семнадцатой" модификацией древнего Т-72, о чем в 2011 году на всю страну в Совете Федерации непатриотично заявил главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Александр Постников. Собственно, тогда же от его закупок и отказались. Сейчас, конечно, об этом все забыли, а лобби "Уралвагонзавда" толкает тезис о том, что "Прорыв-3" — совершенно новый девайс, не уступающий никаким абрамсам, леопардам и прочим западным образцам основных боевых танков.

Удастся ли уральским умельцам продавить армейцев на очередную танковую авантюру не ясно, но в проплаченных российских СМИ для удобства уже перешли к прямому клонированию "новостей завтрашнего дня" о приходе в армию нового чудо-танка. Сравните: вот это сообщение из "Российской газеты" от апреля 2018 года, а это — от апреля 2019 года.

Тем временем даже патриотически настроенные граждане РФ, кажется, уже догадались, что дела зашли куда-то не туда. Но что поделать, они не знают:

"Проблема для России заключается в том, что дальнейшее сокращение ассигнований на нужды ВС приведёт к ещё большему разрыву в военном могуществе. Насколько эта разница будет критичной — сказать сложно. Но сложившаяся ситуация в очередной раз диктует необходимость радикальной экономической трансформации нашей страны".

В реальности ничего неожиданного не случилось. 20 лет путинского режима, сидевшего на дешевой "советской" нефти и высоких ценах на углеводороды, подошли к концу. Теперь на разработку новых месторождений в Арктике надо тратить десятки миллиардов долларов и хозяевам РесФеда уже не до ангажированной "гонки вооружений". То есть, от приятного милитаризма пока окончательно никто не отказывается, но есть понимание, что "боливар не вынесет двоих". А раз так, то местные аскари перетопчутся и если надо, повоюют с врагами Единой Европы и на слегка тюнингованной советской технике. Ведь она еще лет 10 или даже 15 спокойно протянет.

Comments System WIDGET PACK