В Челябинской области разгорелся скандал вокруг строительства Томинского ГОКа Русской медной компанией (РМК). Ее владелец - русский бизнесмен и патриот Игорь Алтушкин - намерен немного заработать на сырьевом проекте.
20.06.2017
Большинство обитателей других регионов РесФеда о Томинском ГОКе, разумеется, не знают, но это старый и добрый проект, который тянется еще с советских времен. Недалеко от Челябинска находятся залежи медно-порфировых руд, обладающих весьма низким содержанием металла - 0,3% в среднем. Однако, поскольку в РФ существуют определенные сложности с сырьевой базой медной промышленности (на Урале большая часть месторождений выработана, а Удоканское месторождение в Восточной Сибири никак не могут разработать), то в таких условиях любые залежи медных руд могут показаться стоящими.
Вся подробная информация об этом проекте находится тут. Вкратце - проект изначально был государственным, но с начала 2000-х годов контроль над Южно-Уральской горнорудной компанией, ведущей разведку, перешел в руки структур бизнесмена Игоря Алтушкина. Кстати, хотя Алтушкин в мае этого года был награжден "Владимиром Путиным" орденом Дружбы, свой бизнес он начинал в насквозь криминальной среде, в которой кегебисты и местные уральские бандиты без всякой "дружбы" делили металлургические предприятия. Медный комплекс Урала в конечном итоге был захвачен Искандером Махмудовым и Андреем Козицыным (Уральская горно-металлургическая компания, УГМК), соратником которых и являлся господин Алтушкин. На долю его Русской медной компании (РМК), созданной в 2004 году, выпали самые спефицические и "невкусные" для Махмудова и Козицына активы.
Например, это Карабашмедь (Карабашский медеплавильный завод), который считается одним из самых грязных производств в северной Евразии, а город Карабаш - одним из самых "убитых" поселений на этой территории (посещение которого всегда оставляет яркие впечатления). Также в компанию Алтушкина входят устаревший Кыштымский медеэлектролитный завод, Ормет, новый Новгородский металлургический завод (построен в 2000-е годы и оснащен немецким, американским и финским оборудованием), аналогично новый "Уралгидромет" (в Свердловской области), а также ряд добывающих активов, среди которых можно выделить запущенный в 2014 году Михеевский ГОК (все оборудование - импорт). Главный "недостаток" (по российским меркам) Алтушкина заключается в том, что он банковские кредиты воспринимает не столько как средство распила, но и старается на них хоть что-то построить. Видимо, этот олигарх еще соображает, что раз ему не досталось халявной советской инфраструктуры, то придется с нуля создавать свою собственную. Разумеется, речи о повышении зарплат и улучшении жизни населения не идет - на том же новом Михеевском ГОКе зарплаты находятся в коридоре 20-30 тысяч рублей (у мастера - 35-40 тысяч рублей). Состояние самого Алтушкина журналом Forbes оценивается в 1,8 млрд долларов, кстати.
Планы РМК построить в 15 километрах от Челябинска и в 10 километрах от его водозабора масштабный Томинский ГОК местную общественность и экологов серьезно обеспокоили. Поскольку содержание металла в породе мизерное, ГОКу предстоит перелопатить настоящие горы (28 млн тонн породы ежегодно!), обеспечив крупное хвостохранилище отходами, которые спокойно могут разносится при сильном ветре. Ну, кому такое понравится? Тем не менее, пиарщики Алтушкина не сидят без дела и сомневающихся в безопасности Томинского ГОКа возят на уже запущенный Михеевский ГОК:
Если конфликт с местными жителями будет как-то улажен, то РМК останется лишь решить две главных проблемы подобных горно-рудных проектов в северной Евразии: обеспечить долгосрочное финансирование и добиться рентабельности. С финансированием дела пока обстоят так: стоимость проекта ГОКа составляет более 1 млрд долларов (55-60 млрд рублей), и эти средства обещает выделить Газпромбанк. Это немалые деньги, для примера - Михеевский ГОК обошелся РМК примерно в 30 млрд рублей и сейчас господин Алтушкин, стандартно регистрирующий все свои активы на кипрские и британские офшорные компании, ищет для него стратегических инвесторов. Возможно, даже из Китая.
Рентабельность планируемого ГОКа в конечном итоге упирается в цену самой меди. В 2011 году на Лондонской бирже металлов был зафиксирован "рекорд" стоимости тонны меди в 9000 долларов, но к декабрю 2015 года она упала до 4000 долларов. Сейчас цены чуть лучше - около 5670 долларов за тонну, но не ясно, будет ли продолжаться их рост и далее.
Это означает, что только для покрытия инвестиционных расходов ГОК должен произвести до 1,2 - 1,5 млн тонн медного концентрата (не менее 250 - 300 тысяч тонн черновой меди в конечном итоге на других предприятиях РМК). То есть, окупаться горно-добывающий комплекс начнет только через 6 - 7 лет после ввода в строй при условии выхода на плановую мощность в течение трех-четырех лет и сохранения текущих цен на медь. Для Челябинской области это все, конечно, выглядит печальным, ибо регион даже при самом выгодном раскладе получает сырьевое производство с мизерной рентабельностью, ждать от которого серьезных налоговых поступлений не стоит. А как выглядят такие проекты челябинцы прекрасно знают - недалеко от будущего Томинского ГОКа находится Коркинский угольный разрез (входит в Челябинскую угольную компанию, ЧУК), один из самых крупных в Европе. Им владеет другой русский миллиардер - Константин Струков, на предприятии которого (Дарасунский рудник в Забайкальском крае) в мае рабочие объявляли забастовку. Жадный олигарх, состояние которого равняется 1 миллиарду долларов, хотел урезать им зарплаты до самого минимума, а некоторым вообще не заплатить!
Напомним, что федеральные и областные власти инвестировали 2 млрд рублей в расселение жителей аварийного поселка Роза, дома в котором стали разрушаться из-за близости к Коркинскому разрезу, а вот компания Струкова свои деньги "зажала". В итоге, никого толком не переселили и люди до сих пор живут в разрушающемся поселке, который каждый день засыпает угольной пылью. И тут находится основная проблема Ресурсной Федерации, являющейся сырьевой колонией Европы: в ней нет никаких реальных норм по охране окружающей среды и ответственности за ее загрязнение. Заводы олигархов десятилетиями засыпают отходами туземцев, и никого это не заботит. Крупной компании вообще проще заплатить смехотворный штраф, чем морочить себе голову какими-то очистными сооружениями и проблемами рекультивации загаженных территорий.
О чем говорить, если такая крупная компания как ГМК "Норильский никель" только в прошлом году закрыла работавший с 1942 года (!) Никелевый завод в черте Норильска, который травил ежегодно город адским количеством выбросов двуокиси серы. И закрыла производство лишь потому, что оно буквально разваливается от старости (советское наследство не вечное). А не потому, что кому-то стало жалко норильчан. Стоит ли говорить, что в Европе или даже более "либеральных" по нормам загрязнения США "Норникель" олигархов Владимира Потанина и Олега Дерипаски был бы уже давно закрыт полностью.