По ссылке на китайское информагентство "Синьхуа" некоторые российские СМИ с изяществом фокусников
выдали следующую информацию о мосте Нижнеленинское (Еврейская АО) — Тунцзян (Китай):
Китай завершил строительство своей части железнодорожного моста через реку Амур, сообщило агентство «Синьхуа». В субботу на китайской части сооружения был возведен последний стальной пролет между опорами. Мост должен соединить Еврейскую автономную область с китайской провинцией Хэйлунцзян. Длина моста, состоящего из 20 пролетов, — 2215 м. Ожидается, что его пропускная способность составит 21 млн т грузов в год. Из 20 пролетов 17 (1886 м) построил Китай, за остальные три пролета (329 м) ответственна Россия. Строительство российской части моста планируется завершить в июне следующего года.
По данным «Синьхуа», Китай потратил на строительство моста 2,6 млрд юаней (около $375,8 млн). Пекин начал возведение моста в феврале 2014 г. В России строительство финансируется Фондом Дальнего Востока и Байкальского региона. Это первый железнодорожный мост между Россией и Китаем. Он будет состоять из двух путей — с колеями российского и китайского стандартов. По мосту будут экспортировать в Китай железорудный концентрат с Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината.
На самом деле
свою часть этого трансграничного моста Китай построил более двух лет назад. А в августе-октябре 2018 года китайские строители при помощи российских коллег лишь
перебросили временное "пролетное строение" (проще говоря, балки) между своей частью моста и недавно построенной российской опорой. Об этом сооружении (кстати, первом железнодорожном мосте между КНР и РФ!) нелицензированные конспирологи из блога РесФед писали еще летом 2016 года —
Как РесФед и Китай один мост строили:
В мае 2013 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме была достигнута договоренность между владельцем роскошной лондонской квартиры, а по совместительству вице-премьером РФ Игорем Шуваловым и первым вице-премьером Госсовета КНР Чжан Гаоли о строительстве двухкилометрового многофункционального моста через реку Амур в районе Еврейской автономной области. На мосту длиной в 2200 метров должны были быть проложены сразу две нитки железнодорожных путей и автотрасса. Мост был необходим для экспортных поставок железорудного концентрата с Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината (8,3 миллионов тонн железорудного концентрата в год) на сталеплавильные заводы Поднебесной. Сейчас транспортное плечо для них составляет более 1000 километров, а с мостом оно превратилось бы в лишь 230 километров.
Но это еще не все. В КНР будущий мост был бы присоединен к железнодорожной линии Сянъянчуань — Хаюйдао, а в РФ — к Транссибу. Плюс «Газпром» планировал возить по этому мосту в Китай гелий с будущего Амурского газоперерабатывающего завода. В итоге за пару лет китайцы отгрохали полностью свою часть длиной в почти 1900 метров. Теперь этот недостроенный мост торцом смотрит на Еврейскую автономную область, где власти только в этом году утвердили… подрядчика (ООО «Рубикон»). Предполагается, что российская часть моста длиной в 309 метров будет сдана… летом 2018 года.
Сейчас на дворе осень 2018 года и крошечная российская часть этого моста так и не построена: забиты пока лишь сваи. Ожидается, что свои три пролета моста РФ осилит к лету 2019 года. Как мы видим, темпы реализации в общем-то скромных региональных проектов у РФ и КНР категорически не совпадают. Китайцы за пару лет отгрохали железнодорожный мост с двумя путями и автомобильной дорогой длиной в 1900 с лишним метров через Амур, а 329 метров своих трех пролетов моста северная Евразия не сподобилась создать даже за 5 лет.
При этом надо понимать, что для Китая этот проект является мелочевкой. Да и вообще сотрудничество с РФ для Пекина является третьестепенным по значимости фактором: основные свои инвестиционные усилия Поднебесная направляет в регион Юго-Восточной Азии, Тихого океана и Африки (не говоря уже про торговлю с ЕС). Ведь что может предложить РесФед второй по размеру экономике в мире? Нехитрое сырье и скромный рынок сбыта китайских бытовых товаров (на 8-10 миллиардов долларов в год, которые приобретаются преимущественно через Интернет), вот и все (отдельная номенклатура вооружений роли не играет).
Цель постройки этого моста проста: инфраструктура вывоза железорудного сырья (товарной руды и 65-процентного концентрата) в Китай. Это сырье является низкомаржинальным продуктом (то есть с с низкой добавленной стоимостью). Для нужд Китая объемы поставок с
Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината в Еврейской АО (от 3 до 10 миллионов тонн в год) — капля в море. Основным источником импортного железорудного сырья в Китай выступает Австралия, которая в 2017 году
поставила в Поднебесную чуть менее 900 миллионов тонн (около 88% от его общего объема), а остальное завозится обычно из Бразилии. Исходя из этих цифр понятно, что строительство моста через Амур можно счесть актом благотворительности на сумму в 350 миллионов долларов со стороны Поднебесной в пользу "северных варваров", ибо китайцам ни тепло, ни холодно от "сибирских ресурсов". Которые только в фантазиях московских креаклов
обладают некоей повышенной ценностью.
Разумеется, для самой РФ построенный в 2007-2017 годах (обратите внимание на раздутые сроки) Кимкано-Сутарский ГОК является важным региональным предприятием. Да, строили долго, да — с помощью льгот и государственных инвестиций, да — оно будет производить примитивное сырье, но ничего другого ведь нет! Если посмотреть на все планы "развития" РФ, которые обсуждает правительство, то все они укладываются в нехитрую формулу: "
выкопать сырье — по железной дороге или трубопроводу доставить к границе — продать зарубежным покупателям".
Это касается углеводородных проектов в
Арктике и на
Дальнем Востоке, безумных трубопроводов в Китай, скандального строительства суперверфи "
Звезда" в Приморском крае (которая должна производить суда-газовозы),
планов увеличения в 2-3 раза объемов вывоза угля из РФ в Европу и страны Юго-Восточной Азии, из-за чего город Находка
умирает от угольной пыли и схожая судьба
ожидает Мурманск. Если посмотреть практически на все распиаренные в Ресурсной Федерации т.н. "промышленные проекты", то они на 95% представляют собой либо предприятия по добыче примитивных ресурсов и их вывозу за рубеж, либо их сервисную и
логистическую инфраструктуру (расширение терминалов, углубление портов, строительство новых железнодорожных веток и подъездных путей и так далее). Если нужно промышленное оборудование для этого, то оно закупается преимущественно за рубежом (тот же
Кимкано-Сутарский ГОК не является исключением). То есть, для умирающего российского машиностроения эти проекты мало что дают.
Плохо ли это? РесФед включен в мировую экономику именно как поставщик сырья: углеводородов, цветных и черных металлов, удобрений, леса и так далее. Точно также какая-нибудь Киргизия включена как поставщик дешевых трудовых ресурсов, а Украина — той же рабсилы, железорудного сырья и простейшей продукции растениеводства (поэтому открытие в этой стране маслоэкстракционного завода логичным образом является "
крупным и значимым событием"). Создать в северной Евразии некое подобие общего рынка с крупными корпорациями, производящими продукцию несколько более маржинальную и интеллектуалоемкую, чем железорудный концентрат, подсолнечник или природный газ, да еще со своими НИОКР, очевидно, уже не удастся в ближайшие годы и даже десятилетия.
Поэтому остается только гордится каким-нибудь
Быстринским ГОКом, который построил миллиардер Владимир Потанин в Забайкальском крае. ГОК вывозит в Китай низкомаржинальный медный и железосодержащий концентрат. Интеллектуальных, финансовых, технологических и т.п. ресурсов построить предприятие следующего технологического передела — хотя бы медеплавильный завод — у евразийских капитанов бизнеса нет.