В наш блог поступило письмо разгневанного читателя, который зачем-то обвинил автора (-ов) в сознательном искажении истины по поводу производства курицы в СССР и в 90-е годы в РФ. Честно, совершенно не понимаем, каким боком мы к этому имеем отношение, но дадим короткую матчасть в виде ответа-справки. Ибо большинство современных обывателей наглухо забыли не только советские реалии (что понятно), но и что такое были 90-е годы, а также откуда появились выражения "
ножки Буша" и "
сыграть на Рояле" (отличный спирт был, кстати!).
В СССР к 1957-1959 годам численность городского населения сравнялась с сельским, и последнее продолжило резко убывать. В виду явно складывающегося дефицита рабочих рук в аграрном компексе и роста числа "потребителей" продовольствия в городах в начале 60-х годов АПК стали переводить на промышленную основу. Причина была в том, что советская планово-централизованная система снабжения, созданная при благословенном Сталине в 1929-1932 годах, не вкючала в себя сельское население, а распространялась только на горожан (или преимущественно на них, если говорить о продуктах). Вопрос прокормления колгозников был проблемой самих колгозников. А тут резко увеличилось количество "едоков", которым продукты питания надо было централизованно поставлять и никуда деться от этого было нельзя. Поэтому в СССР и был создан "гигант" Птицепром (в 1963 году, кажется), задачей которого стало промышленное производство куриного мяса и яиц.
При этом СССР взялся за проблему основательно: создавались лаборатории, велась племенная работа, строились птицефабрики и инкубаторы. Производство мяса и яиц действительно росло, в цифры вдаваться не буду, вот наглядная схема из одного совпатриотического бложика (автора кретинского мема про строительство Сталиным трех-пяти заводов в день или
9000 за пятилетку):
Для тех, кто не жил в СССР лишний раз напомню, что официальная статистика была (хм) бессознательно, как минимум, подкручена, поэтому без проверок воспринимать ее не нужно (можете почитать
тут кое-какой разбор). Это не совкофобия, а как раз нормальный советский взгляд на вещи: в СССР никто в официальные цифры и отчеты не верил (даже дети в детском садике, я вполне серьезно).
Тем не менее, в СССР в 1965-1989 годах производство мяса курицы и яиц росло, и это был объективный процесс. В стране в 1965-1985 годах были построены около 550 мясных птицеферм-гигантов и до 250 яичных ферм-гигантов (кое-какие цифры
есть тут). Дефицита яиц не было (как правило, не было, сразу уточню), с курятиной было чуть посложнее, но она в торговой системе все же могла быть обнаружена (поход в советский магазин часто был квестом). С другой стороны не будем забывать, что в СССР, во-первых, каждый год росло население, во-вторых, росло городское население (то есть, чистые потребители сельскохозяйственной продукции). Поэтому неплохие (на бумаге, как минимум, а также в реальности) темпы развития птицеводства в стране в лучшем случае лишь позволяли "
догонять" растущий (и часто отложенный) спрос у населения.
Не знаю, доходчиво ли я это объяснил. Если да, то теперь вы смекаете, почему "приятные" картинки совкофилов про неуклонный рост производства мяса в СССР надо накладывать на рост числа потребителей (безотносительно вопросов достоверности самих цифр) и рост спроса у них на мясо (в частности, он обуславливался и более высокими зарплатами в городе, чем на селе в 70-80-е годы, например). По цифрам: с 1959 года по 1989 год население СССР выросло почти на 50% — с 208 до 288 миллионов человек (!), а городское население СССР за этот же период практически
удвоилось со 100 до 190 миллионов человек!
Кстати, что такое перманентный рост населения современный диванный обыватель, токующий в нацистских украинско-россйских пабликах о "крахе белой расы" и "вырождении", не совсем понимает. Представьте себе, что в РФ в 1991 году было 148 миллионов населения, а сейчас — 215 (реально — около 130-135 миллионов с учетом мигрантов). На Украине было 53 миллиона человек, а сейчас — 75-77 миллионов (реально — около 34-35 миллионов человек населения). Вопрос обеспечения этих людей работой, жильем, продуктами питания, социальной инфраструктурой, образованием и так далее выглядит немножко иначе, чем в демографически стагнирующих экономиках, не так ли?
Но вернемся к СССР. Содержание огромных птицеферм было все же достаточно затратным, поскольку куриное мясо в торговой сети "
дотировалось" (плановая экономика с плановым снабжением сюда до кучи), а вот откормка кур выходила не совсем дешевой (даже в рамках условно денежной "экономики"). Поэтому когда соцреализм в северной Евразии закончился, то в 1991-1992 годах у многих "птицеводческих хозяйств" (говорю суконным советским сленгом, если кто забыл) выключился свет: они банально сдохли. В итоге собственное производство куриного мяса в РФ обвалилось даже по сравнению с не самыми "сытыми" 80-ми годами:
С 1990 года по 1997 год производство куриного мяса в РФ рухнуло с 1,5-1,7 миллиона тонн до 0,4 миллиона тонн. Вопрос: а кто же удовлетворял потребности граждан новой, демократической РФ в курином мясе? Ответ
прост:
Автор блога в 90-е годы не гнушался пару-тройку раз сам торговать этим товаром. Точные цены я уже не помню, но мелкий и средний опт шел где-то в 500-550 долларов за тонну, а в розницу россияне покупали курятину примерно за 1 доллар (на самом деле могло быть дешевле, это я так вот примерно говорю). Тогда американский и другой зарубежный импорт в потреблении курятины в РФ занимал до 70-85%. Американская курятина в те годы была самым
дешевым и доступным мясом на пространстве Северной Евразии. Прошу это не забывать.
Когда РФ избавилась от "американской курятины"? Окончательно в 2014 году. Но до 2007 года до 30-35% потребяемой в РФ курятины составлял американский импорт. Затем его доля из-за роста внутреннего производства плавно сокращалась. Поэтому нынешнее "
куриное изобилие" в РФ — это не очень характерное состояние для последних 50 лет истории промышленного производства курицы в РСФСР-РФ. А поскольку оно не характерное (ибо дебильного соцреализма нет), то столкнулось с невиданным ранее кризисом перепроизводства. Что ни есть плохо, ибо дает основу для рассуждений о том, что в некоторых отраслях евразийской экономики процессы наконец-то доросли до классических капиталистических кризисов эпохи ранней индустриализации.