На фоне провальных итогов внешней торговли в этом году власти Украины нашли, кажется, неожиданный выход из экономического тупика: присосаться пиявкой к бюджетам Евросоюза.
01.09.2017
Идея, безусловно, весьма плодотворная и заманчивая. Продвигать схему международного благотворительного финансирования Незалежной в Евросоюзе взялся такой "тяжеловес", как Литва. Речь идет о ежегодной финансовой помощи в размере примерно 5 миллиардов евро:
Литва предлагает Европейскому союзу выделять ежегодно по 5 миллиардов евро на евроинтеграцию Украины. Об этом в Facebook сообщил первый вице-премьер-министр - министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив. В частности, речь идет об инициативе по "Новому европейскому плану для Украины" на 2017-2020 годы - так называемый "план Маршалла".
На Украине уже несколько лет чрезвычайно популярны среди черноземной интеллигенции идеи о "новом плане Маршалла" для страны, которую Запад "назло москалякам" превратит в "государство-витрину всеобщего процветания". То есть, в каких-нибудь Харькове или Сумах будут царить хай-тек, невиданные свободы, зарплаты по 2-3 тысячи евро и бесповоротный пост-индустриал, а в полусотне километров от них от злобы и нищеты будут карячиться под игом актера Пыни "мышебратья". Понятно, что томительное ожидание "Витрины" и экономического краха Ресурсной Федерации позволяет украинским националистам легче переживать случившийся в ареале их обитания экономический коллапс.
Однако, за суммой в 5 миллиардов евро проскальзывает довольно внятный экономический расчет киевских властей. Этой суммы — даже если она случайно будет не разворована — явно недостаточно, чтобы всерьез что-то изменить в 35-40-миллионном государстве, которое деградировало все последние 25 лет его истории. Зато с ее помощью можно физически продлить экономическую агонию Незалежной. Для понимания несколько цифр: с марта 2014 по май 2017 годов Украина привлекла от МВФ, ЕБРР, Всемирного банка, от Евросоюза, Европейского инвестбанка, США, Германии, Канады и Японии до 24 миллиардов долларов кредитов. Кто-то заметил изменения? Большая часть этих денег пошла на увеличение золото-валютных резервов Национального банка Украины и стабилизацию гривны (которая все равно обесценилась в 3,5 раза за три года) и выплату предыдущих долгов. А вот в 2018-2020 годах Украине предстоит выплатить по внешнему государственному долгу до 22 миллиардов долларов (государственный внешний долг страны составляет чуть более 37 миллиардов долларов на июнь 2017 года, а всего гарантированный государством долг составляет 113 миллиардов долларов). Плюс в 2021 году более 10 миллиардов долларов. Итого за 4 года — до 32 миллиардов долларов, или в среднем по 8 миллиардов в год. Это в два раза превышает уровень выплат текущего года (3,9 миллиардов долларов).
Для страны, весь ВВП которой в номинальном выражении едва переваливает за 100 миллиардов долларов — суммы более чем значительные. Откуда их взять? Украина, как и ряд пост-советских бантустанов — экспорто-ориентированное государство. Но есть проблема: внешняя торговля товарами носит хронически дефицитный характер, часто приводящий к отрицательному платежному балансу. Так дефицит внешней торговли Украины за 7 месяцев текущего года составил почти 3,2 миллиарда долларов (против 2,65 миллиардов долларов дефицита в январе-июле 2016 года), а дефицит платежного баланса (счета текущих операций) — 1,56 миллиардов долларов. Основные товары украинского экспорта — продукция сельского хозяйства (до 45% всего экспорта), а также черной металлургии и горнорудной отрасли (25% экспорта), крайне зависимы как от цен на мировом рынке, так и от кучи факторов (урожайность, уровень экспортной инфраструктуры и так далее). Поэтому надежды на них нет.
— Нужно учесть тот факт, что даже при самом оптимистическом прогнозе Международного валютного фонда внешняя торговля Украины будет всегда отрицательная и для ее финансирования нужно будет как минимум 3-6 миллиардов долларов ежегодно. Что же касается зарубежных инвестиций, то МВФ надеется, что в 2017 году на Украину поступит 1,7 миллиардов долларов, а в 2018 году — 2,5 миллиарда. Мало, чтобы погасить все внешние правительственные долги, — считает украинский экономист Александр Охрименко. Поэтому, по его мнению, единственным реалистичным источником живительной валюты станут переводы украинских гастарбайтеров.
— В том году на Украину поступило 7 миллиардов долларов частных валютных переводов от украинских гастарбайтеров. Около 4 миллиардов долларов из них украинцы обменяли в банках на гривну. После чего 2,8 миллиарда долларов НБУ выкупил на межбанке в резервы. Остается надеется, что украинские заробитчане продолжат не меньше зарабатывать. Желательно, чтобы от гастарбайтеров поступало не менее 10 миллиардов долларов в год. И в идеале, чтобы эта валюта обменивалась на гривну через банки, — подытожил он.
Но пока переводы гастарбайтеров существенно ниже этой суммы и не позволяют закрыть зияющую финансовую брешь:
— Спасает наш валютный рынок пока только одно - деньги гастарбайтеров. В первом полугодии 2017 года только по официальным каналам они перечислили на Украину более 3,3 миллиарда долларов. Текущий счет платежного баланса Украины за первое полугодие 2017 года составил минус 1,6 миллиарда долларов, а без денег гастарбайтеров дефицит был бы значительно больше, — отметил экономист.
А вот 5 миллиардов евро "безвозмездной" финансовой помощи (даже если они будут частично разворованы) теоретически смогут поправить платежный баланс страны. Разумеется, от этой суммы есть и другая, более практическая польза — европейскую помощь можно легко "монетизировать", загнав ее в финансово-кредитную систему Украины к вящей радости ее бенифициаров. Объем денег относительно скромный, но с другой стороны и Украина — знаете, не Ресурсная Федерация, из которой только по "молдавской схеме" недавно были выведены 20 миллиардов долларов. И где "санация" олигархического колхоза под названием банк "Открытие" обойдется ЦБ РФ и бюджету в сумму явно не меньше триллиона рублей (17-18 миллиардов долларов).
Так что пока дело осталось за малым: найти в Евросоюзе добрых и щедрых людей, которые дадут украинцам безвозмездно 5 миллиардов евро в год.