Умер человек-груша

В минувшую пятницу в Германии скончался на 88-м году жизни шестой федеральный канцлер Гельмут Коль, при котором произошло объединение двух огрызков исторической Германии - ФРГ и ГДР.
17.06.2017
О том, кем был покойный, каковы были перипетии его политической и частной жизни германские СМИ пишут взхлеб, долго и очень много (в Spiegel вышла целая серия статей на тему "мы помним этого могучего старика, таких больше не делают"). Как подобает европейской колонии, пресса РесФеда также взхлеб и многословно скорбит по ушедшему в мир иной "канцлеру единства" (der Kanzler der Einheit). Хотя, казалось бы, причем тут разваленная на кусочки северная Евразия?

Лучше всех попал не в ту точку "КоммерсантЪ" со статьей "Собиратель земель прусских", в которой Гельмут Коля к тому же обозвали "еврозавром". Мол, ушла эпоха великих людей. Чтобы понимать, где в XX веке оказались немцы с их "великими людьми", достаточно привести лишь несколько наглядных иллюстраций. И заодно перестать называть выращенного на фабрике бройлеров политической фирмы ХДС/ХСС (Христианско-Демократический союз) менеджера страшными словами:



Это Второй Рейх в 1914 году. В следующие 30 лет с территорией Германии происходили примечательные трансформации:



Коричневое - потерянные после Первой мировой войны территории, красные - территориальные потери после Второй мировой войны (те самые прусские земли). В довершение ко всему с 1945 года (точнее, с 1949 года) и до 1990 года остатки Германии существовали в таком вот виде:



Довоевались, называется. Не хватало немцам остро земель. В северной Евразии немцы считаются большими умницами, порядочными и технически подкованными людьми. Как правило, в кинематографе и литературе немцы (если это не касается священной коровы ВОВы) представлены преимущественно положительно. Безусловно, простые территориальные метаморфозы государств не являются 100% точным отображением усилий населяющих их (и не только) людей, но позволяют составить некое "первое представление".

В 1972 году дело дошло до того, что ФРГ (BRD) и ГДР (DDR) подписали Основополагающий договор, согласно которому оба немецких государства признали (!) суверенитет друг друга. Это немного противоречило Основному закону ФРГ (Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland), где было указано, что он действует до объединения Германии, но что делать. И вплоть до 1986 года ни о каком объединении двух "германий" речи даже не шло.

Примечательно, что в августе 1985 года из ФРГ в ГДР умудрился даже перебежать высокопоставленный разведчик Ханс-Иоахим Тидге, из-за чего его шеф, глава внешней разведки BND (Bundesnachrichtendienst) Хериберт Хелленбройх, вынужден был уйти в отставку. Тидге возглавлял в его ведомстве отдел, занимавшийся непосредственно разведкой ГДР. Впоследствии на него навесили алкоголизм ("пил беспробудно, но работе это не мешало"), нравственное падение и аморальность, но тем не менее "ошибшийся" дядечка спокойно прожил в Подмосковье до своей смерти в 2011 году.

С 1987 года ситуация изменилась - Бонн (столицу ФРГ) посетила делегация из ГДР во главе с Эриком Хонеккером, а в 1988 году тогдашний канцлер ФРГ Гельмут Коль побывал в ГДР. Это "потепление" было частью глобального (это слово надо произносить голосом и интонацией М.С. Горбачева, кто его помнит, поймет зачем) процесса евроинтеграции, очередной этап которой был определен Люксембургским договором 1986 года. Согласно ему к 1992 году в Европе должен был создан "рынок свободной торговли". А вот "советской зоны" при этом не предусматривалось (это прямо не указывалось, разумеется). Подробнее об этом процессе можно почитать в полной конспирологических тайн и недостоверных сведений статье "Зачем исчез советский Зомбиленд".

В конечном итоге Германия получилась очень компактным, не страшным и не претендующим ни на что "государством", до сих пор оккупированном иностранными войсками и лишенным права развивать некоторые отрасли:



Почти как Франция. По территории хуже, по населению - чуть лучше, армии и флота нет, зато экономика чуть побогаче.

В Гельмуте Коле самое интересное - это многозначащая фамилия и политическая карикатуристика, которая прошла мимо внимания множества североевразийских наблюдателей. По-немецки слово Kohl означает капусту в литературном языке и чепуху, бессмыслицу в разговорном языке (der Kohl). К этому слову примыкает практически идентичное die Kohle - уголь, а в живом языке - деньги или бабки со множеством производных (Kohlzeit - "рубка баблоса", "топовое время" и так далее). Все это придавало господину Колю непередаваемый шарм в глазах обычно скучноватых и прижимистых немцев - ведь человек умудрялся сочетать чепуху и деньги! Иногда это использовалось в предвыборной сатире (ниже - плакат эпохи 90-х годов, где Гельмут Коль признается, что хотя ХДС/ХСС пока принадлежит ему, "лучшие времена уже позади"):



Настоящий прорыв в позиционировании был совершен в 1976 году французским карикатуристом Жаном Мулатьером (Jean Mulatier), который перед выборами в бундестаг в 1976 году изобразил голову Гельмута Коля в виде груши (см. первую иллюстрацию)! Часть немецких избирателей отнеслась негативно к этой задумке, но большинству она понравилось. "Это самая лучшая хрень, которая была у Коля", говорили они. В итоге этот образ стал узнаваемым, а когда в 1982 году Гельмут Коль стал канцлером ФРГ, его начали использовать еще чаще (как пример - вот 1984 год):



Но если не считать этой карикатурной "грушевости", то Гельмут Коль был скучным, серым и вытертым как монета "евро-политиком". Он не был идиотом, глупцом, он не совершал дурацких поступков (во всяком случае чаще, чем нужно), все его обвинения в коррупции носили дежурный характер и со слоновьей грацией заметались затем под ковер (последний и привел к давно ожидаемой отставке в 1998 году). Нечто подобное можно видеть сейчас на примере его преемницы в ХДС/ХСС и федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель. То старушку упрекнут в нецелевом финансировании, то вспыхнет скандал с прослушкой американскими союзниками телефона канцлера, но поскольку единственному свидетелю - Эдварду Сноудену приходится отсиживаться в Москве, то и судебного процесса не получилось...

К сожалению, все карикатуры на Коля вне тематики "груши" - унылые и незапоминающиеся. Как и он сам:







На последней карикатуре Гельмут Коль заваливает восточную Германию "баблом". Это вызвало недовольство у западных немцев и легкое раздражение у "осси", которые чувствовали свою неполноценность. Но другого пути "объединения" у немцев в рамках общеевропейского свободного рынка тогда не было.
Comments System WIDGET PACK