Пермский край считается регионом с развитой промышленностью, на его территории существуют авиакосмические заводы, оборонные предприятия, металлургическая промышленность, химические компании, а также предприятия нефтехимии.
Авиакосмические заводы
1. АО «ОДК-Пермские моторы».
В сентябре 2019 года СМИ
сообщили, что заказов на новый двигатель ПД-14, который выпускает АО «ОДК-Пермские моторы»» не предвидится. Двигатели ПД-14 предназначались в первую очередь для установки их на среднемагистральный самолет
МС-21. Но дело в том, что МС-21 не торопятся покупать иностранные компании, вот что по этому поводу
пишет пресса:
«
Новая надежда российской гражданской авиации — самолет МС-21 — станет успешным проектом, только если будет массово идти на экспорт. В противном случае его ждет такой же провал, как и Sukhoi Superjet. Однако пока иностранные заказчики не спешат покупать неопробованный самолет, за которым тянется шлейф прежних неудач отечественного авиапрома».
2. ПАО «Протон-ПМ».
Завод «Протон» может лишиться в будущем заказов на производство двигателя РД-276. Об этом
появились сведения еще в августе 2018 года:
«
Российские власти приняли решение о завершении производства в Перми двигателей РД-276 для ракет-носителей «Протон» в связи со скорым отказом от использования этой ракеты. Ранее РД-276 позиционировался как основная продукция пермского ПАО «Протон-ПМ». Сейчас космическая продукция составляет 29,2% от общего объема продаж предприятия. ПАО может быть ориентировано на серийное изготовление двигателей РД-191 для ракеты-носителя «Ангара». В рамках проекта «Сфера» с 2022 года планируется использовать 25 таких носителей. В НПО «Энергомаш» считают, что это позволит загрузить мощности «Протон-ПМ» и площадку самого НПО. Эксперты отмечают, что этот проект еще «сырой», поэтому большой заказ эти предприятия могут и не получить».
В 2018 году завод
поставил 6 таких двигателей. В финансовом отчете компании
выделены сокращение почти на четверть выручки в 2018 году по сравнению с 2017 годом (4,7 против почти 6,2 миллиардов рублей) и одновременно снижение задолженности почти в 2 раза: с 1,36 до 0,7 миллиардов рублей. Больше всего на заводе опасаются еще большего ухудшения финансовой ситуации в силу отказа от закупок РД-276. При этом самой ракеты "Ангара", для которой нужны двигатели РД-191, нет и в помине:
В числе наиболее существенных рисков, которые могут повлиять на деятельность предприятия, приводятся сокращение заказов по гособоронзаказу и федеральной космической программе, а также непогашение долгов со стороны АО «ГКНПЦ им. Хруничева».
Предприятия оборонного комплекса
1. ПАО «Мотовилихинские заводы».
С 2018 года в головной компании концерна идет конкурсное производство, общий долг группы превысил 17 миллиардов рублей. Основным кредитором выступает "Ростех", куда, собственно, практически целиком и вошла вся промышленная группа. В ней уже
начата конверсия:
ЗАО СКБ сосредоточилось на оборонной тематике, ООО «Мотовилиха — гражданское машиностроение» (МГМ) — на гражданской продукции.
Просвет в конце туннеля перед производителями артиллерийских систем замаячил этой осенью:
ЗАО СКБ, в котором после банкротства «Мотовилихинских заводов» сосредоточилось оборонное производство, получило первый крупный военный заказ. Речь о поставках реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-С». По словам собеседников “Ъ”, стоимость контракта может составлять 6–7 млрд руб., чего будет достаточно для производства около 20 машин.
Что будет в сегменте гражданского производства, пока не ясно.
2. ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского».
Это предприятие-рекордсмен по продолжительности пребывания в состоянии банкротства — оно было
начато еще в далеком 2006 году. Попытки пристроить завод в "хорошие" руки постоянно проваливаются: в этом году стало известно, что даже нетребовательный "Ростех" Сергея Чемезова
отказался от него. При этом удивляет то, что в Путинленде умудрились угробить ключевой завод, производивший боевые части для ракет, а размер его задолженности просто смешон — 785 миллионов рублей (это стоимость содержания небольшой олигархической яхты в год):
Основная продукция предприятия — радиовзрыватели и другие комплектующие для боевых частей ракет. Одним из основных заказчиков предприятия является ВНП «АВИТЕК» — производитель ракет 9М338 и 9М331 для ЗРК «Тор» различных модификаций.
Поэтому что
будет дальше с практически уничтоженным заводом, не понятно. Пока лишь шлейфом идут
уголовные дела о разнообразных хищениях на нем.
Металлургия
1. АО «Чусовской металлургический завод» (ЧМЗ).
Это крупный производитель рессор для грузовых и легковых автомобилей (входит в состав Объединенной металлургической компании, ОМК). Однако, план его модерназации пока
буксует:
«
В начале марта 2015 года возмущенные жители Чусового, которых всё это время держали в неведении и кормили пустыми обещаниями, написали обращение к президенту, в котором описали провал плана по спасению моногорода и попросили способствовать выполнению обещанной модернизации металлургического производства. В городе, население которого в результате «эффективного менеджмента» сократилось до 40 тысяч человек, местные активисты собрали под этим письмом 12,5 тысяч живых (не электронных) подписей».
Машиностроение
1. Кунгурский машиностроительный завод (КМЗ).
Завод специализируется на выпуске нефтепромыслового оборудования, выпускает более 20 модификаций ремонтных и буровых агрегатов грузоподъемностью от 20 до 180 тонн. В начале этого года завод
пошел по пути банкрота:
10 января 2019 года арбитражный суд Пермского края рассмотрел дело по заявлению ООО «СБК Геофизика» (родственная Сбербанку компания) о признании ООО «Кунгурский машиностроительный завод» банкротом и постановил открыть в отношении общества конкурсное производство на шесть месяцев.
Это не первое банкротство предприятия, оно тянется на самом деле с 2014 года, просто
перетекает из одного юрлица в другое:
ООО, которое находится в конкурсном производстве по иску дочерней структуры Сбербанка – «СБК Геофизика» - арендует часть имущественного комплекса ОАО «Кунгурский машиностроительный завод», также находящегося в банкротстве с 2014 года по иску этого же кредитора. Долг выкупил Дмитрий Кормщиков, с которым краевые власти достигли договоренности о том, что имущество завода не будет продано как металлолом.
В малых городах Пермского края ситуация становится постепенно более напряжённой. Если в Перми еще можно найти работу после закрытия какого-то предприятия, то сделать аналогично в глухой провинции весьма проблематично. Отсюда и проблемы в Чусовом и Кунгуре.
Девелопмент
В девелоперской отрасли Пермского края — все относительно неплохо, но надо понимать, что две трети вводимого в регионе жилья строится индивидуально. По итогам 10 месяцев 2019 года в эксплуатацию
введено 790 тысяч квадратных метров жилой площади, из которой более 505 тысяч построено частниками, а 285 тысяч — девелоперскими компаниями. Это на 30% превышает показатели "депрессивного" 2018 года и есть все шансы, что удастся выполнить "
план" о вводе в эксплуатацию 1 миллиона квадратных метров жилья. Впрочем, для населения края в 2,6 миллиона человек это все равно скромные показатели: примерно по 40 квадратных сантиметров жилья на душу населения или менее 1,5% от уже имеющегося объема жилой площади (около 63 миллионов квадратных метров).
С учетом того, что в девелопменте инерция составляет 1-2 года, то такое наследие относительно "благополучного" 2018 года не должно удивлять.
Рынок автомашин
Рынок новых легковых и коммерческих автомашин закономерным образом
сжимается:
Объем продаж новых легковых автомобилей в Пермском крае упал на 10%. С начала текущего года в Перми было продано чуть более 5 тысяч легковушек, что на 9,9% меньше, чем в январе – мае 2018 года, пишет «РБК-Пермь» со ссылкой на аналитическое агентство Автостат. Лидером пермского рынка новых легковушек остается LADA, на долю которой приходится 28,9% всех проданных новых авто. За ней следуют KIA (11,7%) и Renault (10,8%). По словам экспертов, одна из причин падения спроса – повышение ставки НДС и, как следствие, повышение цен на автомобили.
Мнение автора на счет ситуации в городе Пермь и Пермском крае. Город постепенно провинциализируется: новых предприятий с хорошими зарплатами и условиями практически не открывается, самые талантливые уезжают за пределы Пермского края в другие города и страны (ПГНИУ проводил социологический опрос в 2018 году — 70% студентов в Перми планируют покинуть город), с губернаторства Басаргина, а теперь и при Решетникове процветает прожектерство, обещают новый ж/д вокзал, обещают создание рабочих мест, занимаются какими-то непонятными инфраструктурными проектами, но край не развивается. Пермь сотрясают коррупционные скандалы (строительство зоопарка, например, где уже похищено 1,8 миллиарда рублей). Самыми популярными заведениями в Перми становятся шаурма и пиво в розлив. Город по численности населения держится на плаву только за счет приезжих из еще более депрессивных городов (из различных медленно умирающих моногородов навроде Чусового и Кунгура).