Описывать историю российских госбанков на Украине в последние 4 года — занятие неблагодарное. Единственный плюс: это кардинально отличается от вешаемой лопоухой аудитории вермишели о "воссоединении с Крымом" и "агрессии Мордора". Вкратце анамнез таков:
— 6 мая 2014 года Национальный банк Украины (НБУ) принял
постановление №260, согласно которому все зарегистрированные на территории этой страны кредитно-финансовые организации должны были прекратить свои операции в Крыму. Российские банки и их "украинские дочки" незамедлительно... нет, не послали на хрен это, а выполнили постановление НБУ.
Тем самым признав суверенитет Украины над Крымом. Подробнее об этом несколько лет назад под веселый гогот запутинских подлецов писали безответственные аналитики в блоге РесФед:
Что думают о Крыме российские корпорации. Советуем всем почитать и освежить память. И вспомнить, как над "незадачливыми конспирологами" хохотали: мол, ничего страшного, подумаешь, обойдемся и без Сбербанка в Крыму. Мда, обошлись.
Думаете, российские госбанки променяли Крым ради хотя бы прибыльной работы на Украине? Как бы не так!
— в 2014-2018 годах российские госбанки — ВТБ, ВЭБ и Сбербанк — стойко несли крест постоянных убытков от деятельности на Украине. Это вынуждало их регулярно на сотни миллионов долларов докапитализировать свои дочерние организации в Незалежной. Например, общий размер чистого убытка российских банков на Украине в 2016 году
составил 1,1 миллиарда долларов (примерно
столько же и в 2015 году), а также в
дальнейшие годы. Весной 2017 году НБУ
запретил выводить из украинских "дочек" российских банков капитал за границу, размещать там депозиты украинских государственных учреждений и компаний, а также ограничил их в доступе к рынку ценных бумаг. В итоге ВТБ, ВЭБ и Сбербанк оказались в ситуации, когда вынуждены были постоянно докапитализировать свои украинские "филиалы" без малейшей надежды вернуть свои деньги. Закономерным образом совокупные активы украинских "дочек" российских госбанков резко снизились:
Общие же потери российских госбанков от финансирования своей деятельности на Украине в последние 4 года составили около 6-8 миллиардов долларов, минимум. Собственно, ответ на вопрос о том, кто поддерживал руинированную финансовую систему Незалежной, удивления не вызывает. Для тугодумов
приведем мнение украинского экономиста Виктора Скаршевского:
Россия инвестор № 1 в Украину с 2015 года. Об этом говорят официальные данные Госслужбы статистики Украины. Во-первых, доля прямых иностранных инвестиций из России в Украину увеличилась почти в 2 (!) раза - с 6,6% на начало 2013 до 11,7% на начало 2018. Во-вторых, за последние 2,5 года российские инвестиции в Украину составили $2,5 млрд или 33% от всех прямых иностранных инвестиций, поступивших в Украину за этот период.
В-третьих, в первом полугодии 2018 года поступления инвестиций из России составили 35% (!) от общих инвестиций, значительно опередив офшорные инвестиции из Кипра (17%) и Нидерландов (17%). Почти все российские инвестиции пошли в украинский банковский сектор на докапитализацию российских банков, работающих в Украине.
— на фоне
речевок резидента РФ "Путина" о том, что "
работать на Украине надо", все попытки госбанков РФ что-то сделать, потерпели крах. Продать свои "дочерние банки" они не могут, потому что на них нет покупателей. А покупателей нет, потому что украинский финансовый рынок, как и в целом экономика Украины не интересны и не привлекательны для западных инвесторов (и не только западных).
Вишенка на торте: акции дочерних банков ВТБ, Сбербанка и ВЭБ на Украине
сейчас арестованы по иску структур олигарха Игоря Коломойского. Проще говоря, им вообще все запретили! И вот с этой вонючей половой тряпкой на голове россиянские госбанкиры начали ходить по кабинетам в Киеве. Так, ВЭБ
написал украинцам слезливое письмо:
В распоряжении “Ъ” оказалось письмо ВЭБа от 14 сентября, адресованное президенту Украины Петру Порошенко, премьер-министру страны Владимиру Гройсману, министру иностранных дел Павлу Климкину, министру экономического развития и торговли Степану Кубиву и главе Национального банка Украины Якову Смолию. В письме госкорпорация указывает, что Украина нарушила заключенное с Россией соглашение от 1998 года о взаимной защите капиталовложений, и предлагает им «незамедлительно связаться и вступить в переговоры по дружественному урегулированию спора».
Инвестиционный спор в рамках соглашения от 1998 года, по мнению ВЭБа, возник из-за того, что Украина с 2014 года «совершает деяния, которые носят международно-противоправный характер». В частности, «националистически настроенные активисты» лишь в 2017 году провели 43 акции против отделений ПИБа и еще 37 — против банкоматов.
Санкции Украины против российских госбанков привели к тому, что ПИБ был отрезан от рынка ценных бумаг и не смог переводить средства в пользу связанных с ним лиц (например, возвращать полученные от ВЭБа межбанковские кредиты). Украинским госпредприятиям с марта 2017 года было запрещено размещать в ПИБе средства.
Кроме того, самый крупный должник банка — ПАО «Украинская железная дорога»,— получивший кредиты на $153 млн, находится в просрочке более трех лет. Так как учредителем заемщика является правительство Украины, ситуация, по мнению ВЭБа, свидетельствует о том, что государство поощряет невозврат банку кредитов. Последней каплей стал арест акций ПИБа по решению Киевского арбитражного суда.
Шансов у банка Игоря Шувалова добиться от Киева какого-то сочувствия крайне мало. Более того, президент Украины Петр Порошенко все же сделал давно назревший ход о непродлении Договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве с РФ от 1997 года (наш блог
писал об этом в марте 2018 года). Это означает, что будет торпедирована и денонсирована по сути вся система российско-украинских соглашений, которые базировались на этом документе. Это не есть плохо или хорошо, просто для ВЭБа это означает неприятную фиксацию очередных убытков. Это притом, что российские госбанки демонстративно занимали про-украинскую позицию все последние годы. Вплоть до финансирования украинских оборонных предприятий и военных расходов Киева. Напомним, что ВЭБ на пару с ВТБ в 2014 году умудрились купить украинский государственный облигационный займ, средства от которого пошли на финансирование военной операции на Донбассе. Все равно не помогло.
Впрочем, банку не привыкать: в самой РФ ВЭБ является общепризнанной помойкой государственных финансов, чьи дефолтные обязательства на конец 2017 года (проще говоря, "дыра") оценивались в 1,5 триллиона рублей. По итогам прошлого года банк получил убыток в 287 миллиардов рублей (в 2016 году — 111 миллиардов рублей) при том, что государство ежегодно вливает в него сотни миллиардов рублей финансовой помощи.
Теперь вопрос, что будет дальше?
Судебное разбирательство в Великобритании о кредите Виктору Януковичу в 3 миллиарда долларов
затянулось, и по всей видимости, Москва никогда не получит эти деньги обратно. Активы российских госбанков на Украине обесценены и потеряны. РФ годами вливала финансы в кредитную систему Украины, но никаких плодов эти усилия не принесли. А ведь еще в 2014 году масса блогеров, экспертов и финансистов
предсказывала крупные убытки российским банкам на Украине.
Так что жизнь просто догнала очевидный и линейный прогноз.