Напомним, в июле стало известно, что РФ не совсем "законно" ввезла в Крым четыре мощных газопаровых турбины компании Siemens
SGT5-2000E. Они были произведены на совместном предприятии российского концерна "Силовые машины" и Siemens AG - ООО «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ) в Санкт-Петербурге (65% акций принадлежит Siemens, 35% – «Силовым машинам» Алексея Мордашова). Siemens подал иск в арбитражный суд, заявил о выходе из уставного капитала инжиниринговой компании "Интеравтоматика", приостановил свою деятельность в вышеуказанном СП и в общем "обиделся". Хотя и дураку было понятно, что германская корпорация находилась полностью в курсе "незаконной поставки" своего оборудования, которое не может быть запущено без фирменного программного обеспечения, инжиниринга и т.п. сервисных дел. Наш блог уже
освещал эту тему с подобным
секретом Полишенеля.
В итоге все получилось слегка базарно: громкий скандал ("Путин обещал и нас обманул"), крики боли и ярости в Незалежной, нехорошее перемигивание и перетоптование в Европе, и как всегда - бодрое вранье со стороны российских "официальных лиц". Они принялись утверждать, что "крымские" турбины SGT5-2000E - это вообще не продукция Siemens. А, мол, некие железяки, доведенные до потери узнаваемости на заводах корпорации "Ростех" (структуры которой, собственно говоря, и выступали их первоначальными заказчиками). В виду такого бедлама администрация Евросоюза не подкачала и
ввела очередные "как бы санкции":
Совет Европейского союза объявил о введении в отношении России новых персональных санкций. Расширение санкционного списка произведено в связи с делом о поставках газовых турбин Siemens на электростанцию в Крыму. «Газовые турбины были поставлены из России в нарушение условий контракта», — говорится в сообщении Совета ЕС.
С 4 августа 2017 года в санкционный список ЕС включены замминистра энергетики России Андрей Черезов, директор департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго Евгений Грабчак и генеральный директор компании «Технопромэкспорт» Сергей Топор-Гилка. Персональные санкции предусматривают заморозку всех «денежных средств и экономических ресурсов», принадлежащих подпавшим под них лицам.
Под санкции попали три низкоранговых стрелочника, которые самостоятельно принять решение по турбинам не могли. И из-за этого возникают нехорошие вопросы. Почему санкции не введены против министра энергетики РФ Александра Новака? Или подразумевается, что господа Грабчак и Черезов творили все сами? Но Минэнерго РФ не является лишь единственным участником этой аферы. Например, глава двух "Технопромэкспортов" и обладатель сказочной фамилии Топор-Гилка под санкциями, а его непосредственное руководство в виде главы "Ростеха" и друга Владимира Путина - Сергея Чемезова, нет? Простите, а где санкции в адрес руководства ООО «
Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ), которое первоначально изготовило турбины и должно было быть в курсе их перемещений? Ой, а кто там топ-менеджерит? Господа Нико Петцольд, Александр Лебедев и Холгер Хильдебранд. К ним у Евросоюза нет никаких претензиий. Как и вообще к "Силовым машинам" олигарха Алексея Мордашова.
То есть, принятые Евросоюзом персональные санкции - это очередная туфта и наглое пускание пыли в глаза. Заметим, только ленивый и слепой не догадался еще, что никаких санкций против РФ за "аннексию" Крыма за последние три года Евросоюз даже и не думал вводить. А те декларации, которые периодически с помпой презентуются лопоухой общественности,
рассчитаны совсем на умственно отсталых. Ни один российских олигарх, ни один более-менее крупный российский чиновник или компания ни под какие реальные санкции в Старом Свете не попали.
Ладно, с персонами все ясно. Что же творится с корпоративным сектором? Вот что:
Кроме того, под санкции попали три компании — ОАО «Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт», ООО «Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт» и ЗАО «Интеравтоматика». В вину компаниям поставлены действия по развитию независимого от Украины энергоснабжения Крыма и Севастополя, что, как отмечается в сообщении Совета ЕС, «подрывает территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины».
Три небольших инжиниринговых компании, которым все эти "санкции" монопесуальны в принципе. Более того, не сказано самого главного: что планируют сделать Siemens и Евросоюз, если работающие сейчас в компании "Интеравтоматика" российские и немецкие инженеры в октябре-ноябре или чуть позднее запустят первые турбины на двух строящихся крымских ТЭС? Ведь уже прошла информация, что германская корпорация передала всю документацию, ключи и допуски к программному обеспечению "Интеравтоматике". Siemens снова пожалуется в артибражный суд? В Европе введут санкции против очередного столоначальника из министерства энергетики РФ, которому запретят ездить на Украину к теще и есть борщ с салом? Ну, правда?
В нашей реальности история с турбинами Siemens хороша лишь тем, что она серьезно демаскирует уровни поддержки РФ со стороны Евросоюза, который де-факто одобрил "присоединение" Крыма и всю остальную катавасию. На фоне этих лже-санкций недавний американский закон "О противодействии неприятелям Америки через санкции" выглядит действительно
чудовищно (хотя закон принят с трехлетним опозданием). Но вполне ожидаемо, ибо "присоединением" Крыма "урановый рудник" формально бросил прямой вызов США, который Вашингтон просто не может не замечать. Что дальше?
А далее ситуация будет доводиться до упора (cобственно, все это видно с 2007 года или с 2014 года - кому как угодно). Как
мы уже писали, в ближайшие 2-3 года может быть протестировано, готовы ли будут американцы ради паршивого Крыма, индейцев-украинцев и "крейзи рашен" сгореть в огне ядерной войны со старым-добрым прокси Европы. Старому Свету очень не хочется подписываться на все американские условия по слиянию в единой Атлантической экономической и инвестиционной зоне (TTIP). Альтернатив этому объединению в условиях глобализации как бы и нет, но оставаться без штанов мало кому из европейцев улыбается. Отсюда и проблема: как бы уговорить американцев стать более сговорчивыми, если они не хотят этого?