Время бежит быстро и с момента введения в Сирию российских войск минуло уже два года.
01.10.2017
Больших торжеств по поводу этого скромного юбилея не наблюдается. Круглая дата практически совпала с гибелью целого генерал-лейтенанта российской армии, командующего 5-й армией Восточного военного округа Валерия Асапова в окрестностях Дейр-эз-Зора. Не то чтобы генерал-лейтенант был какой-то особенной редкостью в российской армии — генералов (в отставке и действующих) насчитывается у РесФеда что-то около тысячи с лишним, а с учетом разнообразных парамилитарных формирований вроде МЧС, Национальной гвардии, ФСБ и т.п. структур (вплоть до частных армий Газпрома и Роснефти) — еще больше. Другое дело, что засовывать офицера такого ранга в условия, когда его могут прикончить туземные бармалеи (или недовольные садыки асадовской армии) — верх глупости или следствие безысходности.
Но поделать ничего нельзя: российские войска и наемники уже открыто принимают участие в сухопутных сражениях в Сирии, а российские генералы напрямую руководят смешанными подразделениями из сирийских солдат, наемников и российских "ихтамнетов". Благодаря последним и удается как-то сдерживать нападения бармалеев из ИГИЛ на растянутые коммуникации сирийской группировки, добравшейся до Ефрата. С небесных высот им помогают малочисленные, но умелые "военные космонавты" Сергея Шойгу, наносящие удары по "умеренной оппозиции" в провинции Идлиб и по ИГИЛу в окрестностях Пальмиры. Результаты их работы впечатляют:
"В результате ударов ВКС за десять дней были уничтожены 2359 боевиков, в том числе 16 полевых командиров и более 400 экстремистов — выходцев из России и стран СНГ. Кроме того, еще порядка 2,7 тысячи человек террористы потеряли ранеными. Также уничтожено 67 опорных пунктов, 27 танков, 21 установка реактивных систем залпового огня, 149 автомобилей, оснащенных пулеметами, 17 "джихадмобилей" и 51 склад боеприпасов".
Поражают воображение неискушенного патриота даже не точная цифра уничтоженных исламистов (именно 2359 простых джихадистов, включая 16 полевых командиров — ни одним больше, ни одним меньше) или их примерный национальный состав, а странное отсутствие... уничтоженных командных пунктов. Напомним, что осенью 2015 года военная пропаганда РФ также вела скрупулезный подсчет "военных трофеев", перемогая каждый день сотни террористов, складов с оружием, десятки танков и самое важное — многочисленные командные пункты. Так в октябре 2015 года российская авиация совершила 1391 боевой вылет и уничтожила 1623 объекта противника, среди которых — 249 пунктов управления и связи джихадистов. В дальнейшем число уничтоженных пунктов управления и связи росло, достигнув к январю 2016 года почти двух тысяч. К марту 2016 года, когда российская авиация выполнила более 9 тысяч боевых вылетов, аналитики ведомства Шойгу банально сбились со счета. Вероятно, этим и объясняется отсутствие разгромленных командных пунктов исламистов в реляциях российского Генштаба за сентябрь 2017 года — у "плохишей" они просто закончились.
Как раз именно это внушает надежду на то, что победа над "международным терроризмом" рано или поздно все же случится. Ведь нельзя же воевать без командных пунктов! А значит близки к достижению поставленные Верховным Главнокомандующим еще в октябре 2015 года цели:
"Не надо быть специалистом по этим вопросам, чтобы понять: если они (террористы) достигнут успеха в Сирии, они неминуемо вернутся в свои страны, придут и в Россию. Наши действия будут осуществляться строго в заданных рамках. Во-первых, мы будем поддерживать сирийскую армию исключительно в ее законной борьбе именно с террористическими группировками, во-вторых, поддержка будет осуществляться с воздуха без участия в наземных операциях. И третье: такая поддержка будет ограничена по времени — на срок проведения сирийской армией наступательных операций".
Проще говоря, разгром басмачей из ИГИЛа, "умеренных террористов" в провинции Идлиб и Хомсе, а также к югу от Дамаска теоретически должны положить конец военной операции РФ в Сирии. Ведь оставшиеся неподконтрольными Башару Асаду территории Сирии будут при таком раскладе принадлежать курдам (их террористами РФ пока не считает) и умеренным про-турецким "не террористам" в той же провинции Идлиб. А с ними воевать Москва не подряжалась. К уходу РФ из Сирии подготовился также "законный" диктатор Башар Асад и поддерживающий его Тегеран: в начале этого года Дамаск навязал Москве дополнительное соглашение по аренде пункта материально-технического обеспечения ВМС РФ (о военно-морской базе договориться не удалось) в Тартусе и авиационной базы "Хмеймим". Согласно документу, сирийский режим имеет право в любой момент расторгнуть договор и у евразийских "братушек" будет ровно год, чтобы убраться из дружественной Сирии. Легкий дружеский пинок под зад, ничего личного.
Возможно, это одна из немногих калиток по более-менее достойному выходу РФ из кровавой трясины сирийской войны, но точность этого предположения проверят следующие месяцы или даже годы "борьбы с терроризмом на дальних подступах". На последнее могут грустно намекать учения российских мотострелков по взятию штурмом сирийских городов с укрепившимися там басмачами: